Дружба - великое искусство

К 80-летию Владимира Высоцкого и 70-летию Михаила Барышникова

Январь 2018 года ознаменован крупными юбилейными датами двух поистине уникальных людей. 25 января исполнилось бы 80 лет Владимиру Высоцкому, 27-го – празднует свое 70-летие Михаил Барышников. Два гения одной эпохи связаны не только месяцем, в котором родились, но и настоящей дружбой.

Судьбы многогранно одаренных Владимира Высоцкого и Михаила Барышникова хорошо известны, и не имеет смысла перечислять их регалии, констатировать растиражированные факты биографий. К сожалению, сегодня редко вспоминают о их дружбе, должной служить примером искренности отношений, подверженных многим испытаниям и не подвластных меркантилизму в непростые годы.

Современные исследователи питают слабость к сухой статистике, и к 80-летию Владимира Высоцкого подсчитали, что поэт занимает второе место в списке кумиров ХХ века. Михаил Барышников не уступает своему другу, удерживая крепкие позиции в мировом рейтинге самых популярных и востребованных артистов не только прошлого века, но и современности.

Говоря об этих знаковых фигурах нельзя не упомянуть их товарища – Нобелевского лауреата Иосифа Бродского. История знакомства овеяна мифами. Виной всему – желание ряда их современников приобщиться к легендарному событию. Неоспоримый факт знакомства уже известного в стране барда и актера Высоцкого с солистом Кировского театра Барышникова, снискавшего в кругу друзей славу интеллектуала, состоялось в 1971 году в Ленинграде. Настоящая дружба началась в середине 70-х, когда танцовщик эмигрировал в США. В 1976 году Высоцкий и Марина Влади приехали в Нью-Йорк, где поселились в квартире Барышникова, там же познакомились с его другом – Иосифом Бродским.

Три гения одной эпохи, невзирая на славу, амбиции, не щеголяя друг перед другом успехами, оказались связаны истинной крепкой дружбой и любовью к поэзии. Несмотря на многие трудности, они совершали мужские поступки, поддерживали друг друга и делились тем, что имели. Барышников подарил Высоцкому «Мерседес», Бродский в свою очередь отдал танцовщику внушительную часть Нобелевской премии, чтобы тот мог приобрести ресторан «Русский самовар». Именно в этом русском клубе на 52-й улице Манхеттена три товарища проводили вечера, собирая вокруг себя творческую интеллигенцию. Топографическое место на карте Нью-Йорка имело и историческое значение: в эпицентре джазовой культуры ресторан открылся в доме Френка Синатры. С появлением Барышникова и Бродского «Русский самовар» стал местом паломничества эмигрантов. Посетители тех лет могли наблюдать за тем как выдающийся поэт самозабвенно пел русские романсы, под аккомпанемент Барышникова. Друзья привлекли в ресторан публику, о которой не смели даже мечтать многие заведения Нью-Йорка. В нем бывали Лайза Минелли, Булат Окуджава, Барбара Стрейзанд, Василий Аксенов, Николь Кидман, Мстислав Ростропович, Мишель Легран, Юз Алешковский, Жерар Депардье, Белла Ахмадулина, Милош Форман и еще сотни выдающихся людей. Поэт Анатолий Найман выпустил о ресторане и его гостях книгу «Роман с самоваром». 

Дружба имела судьбоносное значение для каждого из них. В том же 1976 году Владимир Высоцкий, будучи в гостях у Барышникова, написал 22 песни. В том числе «Вдоль обрыва», на которую, впоследствии танцовщик поставит легендарный номер. Барышников увековечил произведения друзей в американском кинематографе. Мало кто знает, что в дебютной картине «Поворотный пункт» (1977) танцовщик спел «Дом хрустальный» Высоцкого. Первая роль в американском кинематографе оказалась по достоинству оценена критиками, и Барышников попал в номинацию «Лучшая мужская роль второго плана» кинопремии «Оскар». Культовая песня «Вдоль обрыва» («Кони привередливые») заняла почетное место в истории всего мирового кино. Многие, не видя ленту «Белые ночи» (1985), по несколько раз пересматривали танец Барышникова. На YouTube, видеохостинге, служащим сегодня мерилом популярности, насчитывается свыше полумиллиона просмотров минутного отрывка из вышеупомянутой картины.

Под разными названиями, на английском и русском языках, Барышников, танцующий под песню Высоцкого, ежедневно набирает тысячи просмотров. Танец как символ русской души, не постановочная хореографическая комбинация, а живое воплощение эмоции, заставляющей зрителя испытывать широкий спектр переживаний. В 2000-х годах в культовом американском сериале «Sex and the City» Барышников прочел стихотворение Бродского.

Владимир Высоцкий, будучи человеком, безгранично талантливым, по воспоминаниям современников, терзался сомнениями. Он искал ответ на вопрос, кто он бард или поэт? Ответ Высоцкий получил от друга, состоявшегося и признанного мировой аудиторией: Иосифа Бродского. Он написал на авторском сборнике стихов (экземпляр которого, к сожалению, утрачен): «Лучшему поэту России, как внутри ее, так и извне». Высоцкий гордился посвящением, с большим пиететом вспоминал о Бродском, называя его «самым большим Богом среди поэтов», и в интервью подчеркивал, что к профессии барда относятся с пренебрежением. Потому для Высоцкого признание его друга, Нобелевского лауреата – бесценный комплемент.

Судьбе было угодно соединить трех гениев одной эпохи. Барышников и Высоцкий родились с разницей в 2 дня и интервалом в 10 лет. В июле 1980 года не стало Высоцкого. По злой иронии судьбы в январе 1996 года не стало и Бродского. За день до своего ухода, словно не желая огорчать друга, он торопился позвонить Барышникову, чтобы поздравить с очередным днем рождения.

Михаил Барышников продолжает удивлять своих поклонников новыми ролями, доказывая многогранность и уникальность своего дарования. Он состоялся как блистательный танцовщик, драматический артист, постановщик, ресторатор, парфюмер, фотограф. Список можно продолжать до бесконечности. В 2016 году состоялась премьера спектакля «Бродский / Барышников». Отдавая дань уважения другу, танцовщик читал его стихи, деликатно копируя интонации и речевые особенности свойственные поэту, отрывал фильтр сигареты, как это делал при жизни Бродский. Барышников сохранил память о человеке, с которым связала жизнь, тем самым возродив для современников его произведения и образ. Молодое поколение устремилось в театральные залы, чтобы увидеть Барышникова на сцене. После премьеры молодые люди все чаще читали Бродского, слушали песни и смотрели фильмы, документальные записи с Высоцким.

Дружба – это отдельный вид искусства, требующий мастерства, терпения, искреннего чувства уважения и любви, лишенной ревности и тщеславия. Пример трех гениев Владимира Высоцкого, Иосифа Бродского и Михаила Барышникова, связанных искусством, судьбой и январем, должен быть поучительным для молодого поколения.