Случалось, что в процессе работы над постановкой администрация отказывалась от задуманного. Например, в 2009 году, Большой объявил об отмене премьеры «Отелло», ссылаясь на значительные финансовые затраты.
С постановкой балета «Нуреев», премьера которого должна была состояться 11 июля, ситуация иная. Впервые за 241 сезон дирекция театра принимает решение снять постановку, на которую уже проданы билеты. Учитывая стоимость посадочных мест в одном из красивейших театральных залов мира, убытки вполне очевидны. На сайте кратко обозначено, что билеты действительны на «Дон Кихот», которым прикрыли неожиданно образовавшийся пробел в афише.
Историческая площадка Большого театра одна из самых дорогих для посещения. Диапазон цен, к примеру, на «Дон Кихота» варьируется от 5000 рублей за галерку до 30000 (и выше) за места в партере. Премьеры по обыкновению стоят дороже, ведь посещение первых спектаклей - удел светского бомонда, в большинстве своем не смыслящего в искусстве. Замена неравнозначная, так как классический «Дон Кихот» - для истинных почитателей балетного театра. Учитывая, что речь идет о Большом, публика не сдаст заветные билеты, достать которые сегодня достаточно проблематично.
Причина такого решения администрации театра очевидна. Режиссер Кирилл Серебренников, под чьим руководством готовился спектакль, ныне фигура опальная. Специально для балета «Нуреев» им лично созданы либретто и разработана сценография. Композитор нового спектакля Илья Демуцкий и хореограф Юрий Посохов уже работали совместно над спектаклем «Герой нашего времени». Коммерческий успех тогда побудил руководство Большого театра продолжить с ними сотрудничество.
Рудольф Нуреев - фигура знаковая и неоднозначная в истории отечественного балетного театра. Хореографическая версия непростой судьбы артиста была бы интересна сама по себе. Задолго до премьеры в кулуарах разгорались жаркие споры о противоречивости фигуры танцовщика и своеобразии режиссуры Серебренникова.
Администрация театра хранит молчание и отказывается комментировать свое решение. В СМИ появились предположения, что театральное руководство в корне не довольно декорациями, сценографией и костюмами. Поверить в это невозможно, ведь работа над постановкой идет уже второй год и эскизы, как и макеты давно утверждены. Политическая подоплека данной истории очевидна. Дело о хищениях миллионов сказалось на многострадальном балете, который, кажется, был обречен еще с момента зарождения идеи.
Остается ждать решения Большого театра, который отметил «перенос» премьеры, но не указал срок. К слову, полным ходом идет работа над картиной о жизни и творчестве Нуреева. Инициатором и режиссером стал Рэйф Файнс, голливудский актер и постановщик, последние годы посвятивший себя изучению специфики танца и общению с друзьями и коллегами Рудольфа Нуреева. Может быть, по традиции, Голливуд снимет потрясающее кино. А вот скандальный режиссёр Серебренников не сможет воплотить эту тему на русской сцене. Остается ждать, ведь самый верный судья – время.
Янина Гурова.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.