Проект "Цифровая школа": за и против

Что изменится, если бумажные учебники в школах заменят на электронные?

В декабре 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил запустить проект «Цифровая школа» для улучшения образовательного процесса с помощью современных технологий. В ходе проекта в июне 2018 года Министерство просвещения выдвинуло инициативу по замене в школах бумажных учебников электронными. Такой проект обойдется России более чем в 500 млрд. рублей. Мы решили разобраться, в чем плюсы и минусы данного проекта.

o        Проект «Цифровая школа» должен научить подростков ориентироваться в мире компьютерных технологий.

o        Автоматизация проверки учебных работ снимет нагрузку с учителей и тем самым позволит им проводить больше времени непосредственно с детьми.

o        Цифровые технологии помогают учащимся в поиске необходимой информации.

o        Очевидной выгодой, по словам Министерства, является возможность дистанционного обучения тех детей, которые не могут присутствовать на уроке, например, из-за болезни.

o        Хранение книг на электронном носителе сэкономит огромное количество места, и больше не будет необходимости иметь помещение под библиотеку.

o        Электронные книги можно прослушивать с помощью синтезатора речи, что особенно актуально для инвалидов по зрению.

o        Для слабовидящих детей есть возможность увеличить шрифт текста электронного учебника.

o        Производство бумаги экологически вредно. Если заменить бумажные книги на электронные, это позволит сохранить деревья и избежать загрязнения окружающей среды.

o        Вопреки мнению многих, электронные носители не будут портить зрение учеников. Для этого используется технология электронных чернил E-ink, которая выводит информация на дисплей выводится в отраженном свете, что напоминает чтение бумажных книг.

o        Книга в электронной форме дешевле бумажного аналога. Однако для чтения таких книг требуются довольно дорогие устройства. Их техническое обслуживание также может стоить немалых денег. Вероятно, могут возникнуть проблемы нехватки специалистов по ремонту техники в регионах нашей страны.

          

o        Финансовая сторона данного проекта оставляет открытым вопрос его целесообразности. В сфере образования существует много других задач, которые необходимо решить, например: ремонт зданий учебных учреждений, повышение заработной платы преподавателей, в том числе с целью привлечения большего числа высококвалифицированных специалистов и т.д.

o        Существует опасение, особенно со стороны родителей, что использовать информационные технологии в учебном процессе ‑ значит все больше отдалять от реальности современных детей, которые и так отдают предпочтение виртуальности, заменяя традиционные игры компьютерными.

o         Возможно, появится проблема с переобучением пожилых преподавателей, которые не так просто принимают технические нововведения. Получается, процесс преподавания для них может быть не облегчен, а напротив - усложнен. Особенно иронично выглядит эта модернизация на фоне грядущего увеличения пенсионного возраста.

 «Цифровая школа» - это часть глобального проекта «Современная цифровая образовательная среда». Этот проект был утвержден в 2016 году.  Он разрабатывался для расширения возможностей образования и повышения его качества путем развития российского цифрового образовательного пространства. ​