Для улучшения качества онлайн-образования вузы и компании создали консорциум «Цифровая дидактика», о чем рассказали 28 июля на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». Инициатор проекта — Московский городской педагогический университет, а партнерами консорциума стали Томский государственный университет, Банк ВТБ, Академия Министерства просвещения РФ, Издательство «Просвещение», образовательные компании Нетология и ИнтернетУрок.
Во время пандемии обучающиеся и преподаватели столкнулись с необходимостью дистанционного обучения. По данным МГПУ, в период пандемии онлайн-образование охватило 1 миллиард учащихся, а количество студентов, проходивших онлайн-курсы в 2020 году, по сравнению с 2015 годом, выросло в 10 раз, точнее с 5% до 49%. Этот период показал, какие проблемы предстоит решить, чтобы российское образование в цифровую эпоху соответствовало вызову времени.
«За идеей консорциума стоят драматические изменения в образовании за последние несколько лет. Дистанционные технологии охватили все его уровни. Необходимо искать новые решения и подходы в дидактике», — сказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
Согласно опросу рейтингового агентства RAEX, 70% студентов не хватает очного общения с преподавателями. Это подтвердила и директор Института образования Национального исследовательского Томского государственного университета Елена Суханова, отметив, что без цифровой дидактики университету не выжить. Нарушилась привычная коммуникация “студент — преподаватель”. Студенты могут выключить камеру, если им не интересно. Нам предстоит найти, чем заменить прямое педагогическое воздействие». Для этого, в том числе, и создана “Цифровая дидактика”.
Кроме того, задача консорциума — изучить технологические решения образовательного процесса, исследовать социологию процесса оцифровки образования, то есть понять, как учащиеся реагируют на изменения в структуре образования, как меняется дидактика, а для улучшения качества образования совместно создать новый контент: онлайн-курсы, методические материалы, цифровые платформы, сервисы, конструкторы, симуляторы.
«Важно, чтобы педагог понимал, какие ресурсы он использует на уроке, как это влияет на эффективность, как знание принципов цифровой дидактики повысит качество уроков и удовлетворенность самого педагога образовательным процессом», — сказал Павел Кузьмин, и.о. директора Академии Министерства просвещения РФ.
Президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников отметил необходимость создания единой системы измерения успешности онлайн-образования в целом и каждого обучающегося в частности: «Когда ввели ЕГЭ, школы стали выстраивать работу под этот стандарт. Важно подумать о том, какие метрики можно ввести, чтобы измерять, например, индивидуальный прогресс ученика, его гибкие навыки. Цифровые инструменты дают такую возможность. Можно сравнивать методики и ресурсы, дорабатывать содержание, проверять гипотезы. Появляется возможность сообща структурировать образование».
Программный директор образовательной компании «Нетология» Алексей Полехин посетовал: «Рынок образовательных онлайн-услуг растет, битва же за пользователя происходит не улучшением качества продукта, а путем маркетинговых коммуникаций».
В свою очередь, председатель совета директоров образовательной платформы ИнтернетУрок Павел Арсеньев обратил внимание на такой аспект: «Семья закладывает конструкты, задает ребенку траекторию развития. В образовательном процессе всегда рассматривается триада: “учитель — ученик — родитель”. И, конечно, роль родителя никуда не уйдет даже при высокой степени цифровизации всего образования».
При всех сложностях онлайн-образования, нельзя не отметить и новые возможности. 53% опрошенных студентов считают, что дистанционная форма обучения дала возможность планировать время и больше успевать, а 52% респондентов отметили повышение навыков самоорганизации. «В МГПУ за последний год в 1,5 раза увеличилось число студентов, поступающих из регионов, победителей и призеров олимпиад. Среди университетов развивается конкуренция в применении цифровых технологий, что улучшит качество образования в целом», — считает Игорь Реморенко. Ведь цифровые технологии можно использовать и в очном формате обучения: составлять и отслеживать индивидуальную траекторию каждого ученика, делать подачу материала интереснее, давать больше возможностей для исследований и эмпирического метода обучения.