Нацпроект «Образование»: новые возможности для каждого

Исмаил Байханов

Министр образования и науки Чеченской Республики

10.07.2019

В январе 2019 года в России по указу Президента РФ Владимира Путина началась реализация национального проекта «Образование», предусматривающего развитие системы образования до 2024 года по 10 направлениям. Глава государства отметил, что нацпроект должен «обеспечить благополучие и новое качество жизни граждан России, широкие возможности для самореализации каждого человека».

Министр образования и науки Чеченской Республики Исмаил Баутдинович Байханов рассказал о том, как реализуется национальный проект «Образование» на территории Чеченской Республики.

– Исмаил Баутдинович, расскажите об основных целях национального проекта «Образование»?

– Цели проекта обозначены указом президента – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Национальный проект предполагает реализацию 4-х основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

В нацпроект входят 10 федеральных проектов, на основе которых регионы приводят в соответствие свои программы развития образования. Отмечу, что в Чеченской Республике комплексно реализуются восемь региональных проектов, направленных на достижение целей и задач национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность» и «Новые возможности для каждого».

Несмотря на то что прошло всего полгода с начала реализации нацпроекта, разработаны определенные модели и механизмы их реализации. Между Министерством просвещения РФ и Правительством Чеченской Республики заключено восемь соглашений о предоставлении в 2019 году субсидий из федерального бюджета. Расходы на мероприятия этих проектов составляют 5 млрд 272 млн 622 тыс. рублей, из них 5 млрд 209 млн 209 тысяч рублей – это средства федерального бюджета. По шести проектам заключены соглашения о взаимодействии между Министерством просвещения РФ и Министерством образования и науки Чеченской Республики.

– Давайте подробнее остановимся на региональных проектах. Расскажите, какая работа ведется в рамках проекта «Современная школа»?

– Проект «Современная школа» подразумевает создание новых мест для школьников, полную ликвидацию третьей смены, обновление материально-технической базы, образовательных программ, внедрение новых методов обучения и воспитания. В соответствии с параметрами финансового обеспечения данного проекта, на его реализацию из федерального бюджета будет выделено более 45,5 млрд руб., из регионального – свыше 480 млн рублей.

Министерство образования и науки Чеченской Республики проводит работу над повышением качества образования в регионе, а также решением не менее важного вопроса – ликвидация третьей смены обучения в общеобразовательных организациях. Эти вопросы держит на особом контроле Глава Чеченской Республики Герой России Рамзан Ахматович Кадыров. Планомерно решаются вопросы, связанные со строительством в регионе новых школ, в том числе в высокогорных районах. Так, за последние четыре года были введены в эксплуатацию 55 зданий общеобразовательных учреждений.

В 2019 году в рамках реализации проекта «Современная школа» в республике будет построено 15 школ на 6940 мест. Это общеобразовательные организации в сс.Герзель-Аул, Новый Энгеной, Илсхан-Юрт, Джалка, Нижний Нойбер Гудермесского района, в городах Гудермес, Аргун и Шали, в ст.Шелковская Шелковского района, в с. Серноводское Сунженского района, в с.Гухой Итум-Калинского района, в с.Октябрьское и в с.Беной Веденского района, в с.Зоны Шатойского района, в с.Оси-Юрт Ножай-Юртовского района.

В этом же проекте предусмотрено создание в школах республики центров цифрового и гуманитарного развития образования школьников «Точка роста», позволяющих внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения по таким предметам, как «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Также на базе этих центров будут развиваться творческая и проектная деятельности и шахматное образование. В 2019 году будет обновлена материально-техническая база школ республики для создания 83 таких центров, в основном в сельских школах. Центры откроются 1 сентября. Также в этом году планируется оснащение оборудованием школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. К 2024 году будут переоснащены все восемь действующих школ республики, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Кроме того, планируется реализовать комплекс мер по внедрению обновленных ФГОС общего образования и примерных основных общеобразовательных программ, а также внедрена разработанная на федеральном уровне методология наставничества обучающихся школ, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися и привлечением представителей работодателей к этой деятельности.
Результаты реализации проекта «Современная школа» окажут существенное влияние на модернизацию системы общего образования и повышение уровня общего образования в республике.

– Проект «Успех каждого ребенка» нацелен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. Что планируется сделать в республике в рамках данного проекта?

– В результате реализации проекта 80% чеченских детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены дополнительным образованием, в том числе 70% детей с ОВЗ. Также проект направлен на обновление содержания и методов дополнительного образования детей, развитие кадрового потенциала и модернизацию инфраструктуры системы дополнительного образования.

Работа ведется по пяти направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое и эколого-биологическое. Сегодня в Чеченской Республике функционируют государственные и муниципальные учреждения дополнительного образования детей, на базе которых работают около полутора тысяч объединений. В рамках проекта в этом году будет создано 76 тыс. мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ, к 2024 году количество мест планируется увеличить вдвое.

Среди значимых мероприятий проекта хочется отметить развитие механизмов ранней профориентации учащихся 6-11-х классов «Билет в будущее» и формирование индивидуального учебного плана, обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом на селе, внедрение инструмента сводного электронного портфолио, обеспечение доступности дополнительного образования для детей с инвалидностью и ОВЗ, в том числе с использованием дистанционных технологий. Не меньше внимания будет уделено и кадровому составу образовательных организаций.
Школьники региона участвуют в профориентационных онлайн-мероприятиях в рамках проекта «ПроеКТОриЯ», где они знакомятся с ключевыми отраслями экономического развития страны, получают представление о профессиях и возможности решать реальные практические задачи отрасли.

К 2024 году в Чеченской Республике будут созданы не менее 6 детских технопарков «Кванториум» и 6 мобильных технопарков «Кванториум» для детей, проживающих в сельской местности, а также региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданный с учетом опыта образовательного фонда «Талант и успех», с охватом не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования. На этот проект будет выделено в общей сложности 11,6 млрд рублей.

Мы постоянно совершенствуем работу с одаренными детьми. Наши школьники ежегодно принимают участие в различных всероссийских, межрегиональных соревнованиях и конкурсах, особое место среди которых занимает Всероссийская олимпиада школьников. В этом году впервые чеченский школьник стал победителем олимпиады по немецкому языку.

В регионе созданы все необходимые условия для обучения и развития одаренных детей. С 2009 года на базе Президентского лицея работает Республиканская физико-математическая школа для одаренных детей. При Математической школе №1 им.Х.И.Ибрагимова действует Центр по работе с одаренными детьми «Вектор М1» и детский технопарк «Кванториум». Также Минобрнауки ЧР реализуется новый для республики проект «Олимп», направленный на подготовку детей к всероссийским олимпиадам школьников. Проект «Успех каждого ребенка», уверен, даст дополнительный стимул развитию допобразования.

– В наше время образование все активнее переходит на «цифру». Как реализуется проект «Цифровая образовательная среда»?

– Реализация данного проекта направлена на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

В рамках проекта в республике планируется переход образовательных организаций на федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды, создание центров цифрового образования «IT-куб» с охватом не менее 1500 детей, обеспечение высокоскоростным интернет-соединением всех образовательных организаций региона.

В текущем году в рамках данного проекта будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в 94 школах республики. На эти цели выделено более 207 млн рублей.

Все эти мероприятия окажут существенное влияние на оптимизацию деятельности образовательных организаций, а также обеспечат создание условий для организации высокого качества обучения. Общая стоимость проекта чуть более 3 млрд рублей.

– А как будет решаться задача профессионального развития педагогов?

– Проект «Учитель будущего» отмечается как ключевой, так как в его основе лежат повышение профессионального уровня педагогов, расширение форм и возможностей для их самореализации, разработка новых форматов карьерного роста, отражающих их профессиональные успехи.

Региональный проект направлен на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций Чеченской Республики. В проекте достаточно много новых форматов работы с учителями.

В нашей республике ежегодно проводятся различные конкурсы профессионального мастерства учителей. ЧИПКРО и ЦОКО проводят на постоянной основе работу по повышению квалификации педагогов, внедрена система аттестации руководителей образовательных организаций. Совместно с издательством «Просвещение» мы занимаемся повышением квалификации учителей математики и русского языка, с целью совершенствования основных профессиональных компетенций педагогов реализуем два проекта с Федеральным институтом педагогических измерений – повышение квалификации учителей физики и учителей истории и обществознания. Также нами разработана региональная система учительского роста, предусматривающая наблюдение за педагогом в процессе его работы и оценку знаний предмета.

В рамках регионального проекта «Учитель будущего» с 2020 года планируется создать центры непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе с использованием современных цифровых технологий, а к 2024 году в эту систему должны быть вовлечены не менее 50% педагогических работников. Также будет внедрена система аттестации руководителей общеобразовательных организаций.

Результаты реализации проекта окажут существенное влияние на формирование условий и создание системы для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования педагогических работников, в том числе в форме стажировок. Результаты регионального проекта позволят создать дополнительные стимулы для привлечения молодых и амбициозных специалистов в образовательные организации и, в конечном итоге, обеспечить повышение качества российского образования.

Финансирование проекта составит более 212 млн рублей.

– Наши студенты не первый год принимают участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills и «Абилимпикс». Какие еще направления будут реализовываться в рамках проекта «Молодые профессионалы»?

– Региональный проект «Молодые профессионалы» направлен на создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров с учетом требований международных стандартов и передовых технологий. Он предусматривает модернизацию профессионального образования за счет внедрения ориентированных на практику гибких и адаптивных программ.

В рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» предусмотрено создание центра опережающей профессиональной подготовки, в котором будут в индивидуальном порядке обучать студентов востребованным профессиональным навыкам и компетенциям, а также 50 мастерских, каждая из которых будет ориентирована на одну из компетенций и оснащена современным оборудованием. Еще одной задачей является прохождение аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена не менее 25% обучающихся техникумов и колледжей республики к 2024 году. В этом году 5% студентов сдали экзамены по стандарту WorldSkills. В отличие от обычного экзамена эта форма аттестации позволяет оценить не только объем полученных знаний, но и то, как студент умеет их применять, так как экзамен сдается в условиях, максимально приближенных к производственным. На этот проект планируется выделить почти 250 млн рублей.

– Как проект «Социальная активность» поможет в развитии движения добровольчества и волонтерства в регионе?

– Региональный проект «Социальная активность» входит в состав национального проекта «Образование», но ответственным исполнителем проекта является Министерство ЧР по делам молодежи. На федеральном уровне проект также реализуется Росмолодежью. Данный проект направлен на создание для молодёжи условий самореализации и профессионального развития, на развитие добровольчества, талантов и способностей у детей и молодежи, в т.ч. студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов. К 2024 году в добровольческую деятельность планируется вовлечь 20% граждан, в творческую деятельность – 45% молодежи, 70% студентов – в клубное студенческое движение.

В ходе реализации проекта в регионе будет создан ресурсный центр по поддержке добровольчества (волонтерства) в сфере культуры безопасности и чрезвычайных ситуаций. Также в рамках проекта будет создана площадка для взаимодействия студенческих клубов, организаций и объединений, деятельность которых направлена на развитие студенческого движения в России, что позволит сформировать систему по вовлечению обучающихся в мероприятия по развитию личностных компетенций, профессиональному самоопределению и самореализации, а также выявлению, поддержке, масштабированию и развитию успешных студенческих проектов.

Проект должен увеличить количество вовлеченных в активную гражданскую жизнь и задать новый темп развития волонтерского движения. На реализацию этого проекта будет направлено около 377 млн рублей.

– В чем заключается суть проекта «Новые возможности для каждого»?

– Цель проекта – создание условий для непрерывного обновления гражданами профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, повышение доступности и вариативности программ обучения путем создания интеграционной платформы непрерывного образования, а также увеличения охвата граждан, осваивающих программы непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования до 5,8 тыс. человек к 2024 году.
Проект предоставит возможность непрерывного обучения абсолютно всем, даже уже работающим людям. Для этого создается единая платформа-навигатор по доступным курсам и программам, в том числе онлайн-курсам. Основными площадками станут вузы, для которых будет разработана система грантовой поддержки на конкурсной основе. Конечно же, необходимо подготовить достаточное количество преподавателей, которые могли бы учить взрослых на основе самых современных образовательных технологий.

– На что направлен проект «Поддержка семей, имеющих детей»?

– Проект направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителей, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование. В рамках проекта будут открыты территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению. Проект предусматривает оказание за период 2019-2024 годы не менее 240 тыс. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям и законным представителям юных жителей республики.

В завершение хочется отметить, что реализация на территории республики всех этих проектов, действующих в рамках нацпроекта «Образование», значительно расширит возможности для предоставления качественного современного образования всем учащимся республики, включая детей с особенностями здоровья, независимо от места проживания.

Шамхан ЦУРУЕВ

Другие интервью

/Интервью/

Наталья Чеботарь

Директор по стратегии «Яндекс.Учебника»

Читать

/Интервью/

Магомед Шавалович Минцаев

Ректор Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова

Читать

/Интервью/

Анна Усачёва

PR-директор «Союзмультфильма»

Читать

/Интервью/

Анзор Ахмедович Музаев

Заместитель руководителя Рособрнадзора

Читать

/Интервью/

Валентина Аникушина

Аспирант Гейдельбергского университета

Читать

/Интервью/

Сергей Краснов

Профессор кафедры теории и истории государства, права и международного права Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева

Читать