Татьяна Волынова о кино и не только

Волынова Татьяна Сергеевна

Руководитель Учебного центра киностудии «Ленфильм»

01.03.2018

Кино – один из видов искусства, к которому хотя бы раз в жизни стремятся прикоснуться люди разных возрастов и профессий. Старейшая киностудия «Ленфильм» в Санкт-Петербурге организовала Учебный центр, в котором можно пройти переквалификацию и получить шанс поработать в индустрии отечественного кинематографа. Титанический труд по организации процесса и руководство программой воспитания кадров лежит на хрупких плечах очаровательной Татьяны Сергеевны Волыновой. Руководитель Учебного центра киностудии «Ленфильм», кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского института кино и телевидения рассказала в интервью о двух годах масштабной работы.


Янина ГуроваТатьяна Сергеевна, расскажите, пожалуйста, как родилась идея создания Учебного центра при «Ленфильме»?

Татьяна Волынова: Все началось в конце 2012 года с приходом нового руководства, которое стремилось возродить киностудию. Восстановление собственного кинопроизводства потребовало решения многих задач. В том числе возникла необходимость привлечения молодежи на «Ленфильм», чтобы сделать его местом досуга начинающих кинематографистов, центром творческих встреч, вдохнуть новую жизнь в эти коридоры. Поэтому тогда важной задачей для нас было привлечение талантливых ребят с новыми свежими идеями. Кроме того, московские продюсеры, приезжая в Петербург высказывали пожелания по готовности брать к себе начинающих ассистентов: не целесообразно и малоэффективно везти с собой в командировку полный состав съемочной группы. Поэтому были предпосылки, в том числе и в воспитании собственного кадрового состава второго звена. 

В сентябре 2015 года была получена лицензия на ведение образовательной деятельности, так родился учебный центр «Ленфильма». Но этому предшествовала практически годовая кропотливая подготовка, процесс сбора документации, составление учебных программ, переговоры с потенциальными преподавателями, решение ряда бюрократических вопросов. Надо признаться, не многие верили в саму возможность осуществления данной затеи. Мне вспоминается как один из первых тематических планов по моей просьбе написала руководитель костюмерного курса Елизавета Алексеевна Пахомова, опытный мастер с 35-летним стажем непрерывной работы на «Ленфильме». Однако я только недавно узнала, что несмотря на составленный список тем, всерьез мои намерения не были восприняты, - что можно действительно официально открыть такое целое отдельное направление. Теперь же на занятиях она иногда делится со слушателями, что крайне удивилась, когда ей, спустя всего несколько месяцев, я позвонила и сказала о старте набора группы в Учебном центре. 

Я. Г.: Какие курсы были набраны за время существования Учебного центра?

Т. В.: За два года обучение проходило по направлениям «Особенности костюмерного дела в кино», «Ассистент режиссера по актерам», «Мастерство гримера: знакомство с профессией» и «Ассистент художника по гриму», «Второй режиссер», из последних «Актерское мастерство», «Питчинг для сценаристов», теперь курс называется «От идеи до сценария». Помимо подготовки второго состава мы приняли решение создать еще и сценарный курс, так как поступало множество заявок от желающих. Решили набрать группу и по актёрскому мастерству.

Мы не претендуем на фундаментальную подготовку режиссеров или операторов, актеров, не позиционируем курсы как базовое образование. У нас для этого есть специализированные вузы, например, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, где готовят специалистов по данным направлениям, московский ВГИК. Это два основных государственных кинематографических вуза страны, где можно получить любую специальность кинопроизводства. Слушатели приходят к нам за повышением квалификации.

Например, слушатели курса «Ассистент режиссера по актерам» зачастую выпускники режиссерских, продюсерских и сценарных факультетов, специалисты, уже имеющие определенную образовательную базу. Мы сознательно не закладываем в курс программу по истории кино или искусства в целом, предполагается, что учащиеся должны ее уже знать. Есть у нас, например, программа «Введение в кинопроизводство. Профессия – второй режиссер», которой не учат в вузе, но она тесно взаимосвязана со многими кинодисциплинами. Курс «Актерское мастерство» также может быть интересен для дальнейшего развития, совершенствования навыков ораторского мастерства, как новая практика, а может и как профориентирование. В группе последнего набора были некоторые слушатели 17лет, для них это своего рода интенсив, как подготовительный этап для дальнейшего поступления в институт.

Я. Г.: Для какой аудитории предназначены Ваши курсы?

Т. В.: Наша основная миссия помогать кинопроизводству, и желающим стать к нему ближе. Преподаватели часто сами определяют возрастную категорию и количество мест в группе. Тогда некоторые слушатели обижаются, не понимают причины. Ведущие курсов сознательно идут на это, так как видят главную задачу в воспитании себе помощников. Они подбирают в первую очередь себе ассистентов из слушателей курса. За время проведения занятий у них есть возможность познакомиться с учащимися, чтобы выбрать из них лучших для последующей совместной работы или рекомендовать коллегам. 

Я. Г.: Расскажите о творческом объединении «Кинолофт»?

Т. В.: Это творческий проект нашего Учебного центра, мероприятия которого были приурочены к проведению сценарных питчингов. В 2017 году деятельность секции успешно показала результаты конкурсного отбора сценарных проектов полного и короткого метров. Работы победителей руководство «Ленфильма» рассматривало для подачи в Минкульт. Участникам помогали решить многочисленные сложные вопросы, способствовали прохождению этапов конкурса. Победителю в категории короткометражек обеспечивали помощь в кинопроизводстве. Директор «Ленфильма» по результату отбора вручал не просто сертификаты, а настоящие путевки в жизнь  – договор о реализации своего проекта. Впоследствии мы сплотили команду выпускников наших курсов по разным направлениям. Это пример удачной коллаборации, где слушатели курсов получали помимо теории еще и практику на съемочной площадке. Для многих выпускников это были первые титры в кино, начиная от ассистентов, администраторов, вторых режиссеров, костюмеров, гримеров. Победительница Валентина Коровникова, режиссер и сценарист, уже сняла «Охотника за каблуками» в сотрудничестве с выпускниками Учебного центра. Это очень хорошая модель практической подготовки молодежи.

Я. Г.: В прошлом году был «Питчинг для сценаристов», в этом «От идеи до сценария», в чем причина смены названия и сказалось ли это непосредственно на программе обучения?

Т. В.: Программа обучения кура «Питчинг для сценаристов» была предназначена для подготовки уже готовых сценарных проектов к представлению на итоговом конкурсе для продюсеров. Значительное отличие курса в целенаправленной работе с готовым материалов и его последующей презентации. Программа «От идеи до сценария» больше адаптирована под тестирование проектов в процессе написания. Ведущая курса Александра Игоревна Радушинская уделила значительную часть времени структуре, формированию идеи и воплощению ее в законченный сценарный проект. Кропотливый процесс переработки сценария, своего рода подготовительный этап к питчингу. Эти два курса могли бы быть логичным дополнением друг друга. 

Я. Г.: Какой средний возраст аудитории слушателей курсов? Представители каких профессий приходят к Вам?

Т. В.: Самый юный слушатель у нас был семнадцати лет, самые старшие – сорок с небольшим. Средний возраст нашей аудитории 20–30 лет. Нужно понимать, что многие интересуются перспективами трудоустройства, чаще получается у молодых, но регулярно приходят и с опытом работы по другим профессиям, например, юрист учился на гримера, бухгалтер на сценариста.

Я. Г.: Вы говорили о трудоустройстве слушателей курсов по завершению обучения, случалось ли последующее сотрудничество с теми, кто не получил предложение сразу?

Т. В.: К счастью, нам удается заразить слушателей наших курсов интересом к кинопроизводству. Особенно они проникаются атмосферой кино после прохождения практики.

Самое приятное, видеть выпускников, которые возвращаются на студию в составе разных съёмочных групп для работы в павильонах «Ленфильма».

Как отмечалось, преподаватели регулярно устраивают практику прямо во время обучения. Например, курсы «Художник по гриму» длятся два месяца. За это время учащиеся успевают поработать в различных кинопроектах, чаще им доверяют массовку. Начинают обыкновенно с короткого метра, под конец курса уже пробуются в полнометражных картинах. Выпускные гримеров проходят на сцене в большом кинозале, в жюри педагоги, руководство «Ленфильма», в числе гостей коллеги с других киностудий. Многие из них по результатам получают уникальные предложения о работе. 

Я. Г.: Расскажите о педагогах Учебного центра?

Т. В.: Педагогический состав у нас уникален, так как это люди с большим опытом работы на «Ленфильме», легендарные мастера нашего кинематографа. Я уже упоминала Елизавету Алексеевну Пахомову, начальника цеха подготовки съемок «Ленфильма», ведущую костюмерные курсы; Малкина Ксения Михайловна, известный художник по гриму и спецэффектам, преподает курс «Ассистент художника по гриму», кстати это самый продолжительный и комплексный курс, поэтому там несколько преподавателей, и все с солидной фильмографией, «золотыми орлами» и другими наградами, и уже не одним поколением успешных выпускников; курс «Ассистент режиссера по актерам» в прошлом году у нас вела легенда кастинг-дела Татьяна Григорьевна Комарова; по новому для нас курсу «Актерское мастерство» в свою мастерскую набирает известный актер театра и кино Андрей Анатольевич Носков, и многие другие мастера. 

Я. Г.Вы сами ведете какой-либо курс?

Т. В.: В Учебном центре киностудии «Ленфильм» я являюсь руководителем, членом комиссий выпускных экзаменов, но и свою педагогическую деятельность продолжаю – преподаю в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения дисциплины для специальности «менеджмент».

Я. Г.: Привлекаете ли Вы слушателей из числа студентов и наоборот?

Т. В.: Я вижу периодически студентов Института кино и телевидения в рядах слушателей «Ленфильма», в основном проходят курсы повышения квалификации. Также регулярно помогают нам в различных мероприятиях киноцентра.

Я. Г.: Проводите ли Вы мастер-классы, семинары, открытые лекции для широкой аудитории?

Т. В.: В качестве открытых мы делаем выпускные некоторых курсов, которые можно увидеть и главное оценить результат. Как правило на большом экране демонстрируются слайды работ учащихся до и после прохождения курсов, чтобы наглядно показать результат.

Я. Г.: Планируете ли Вы расширение направлений?

Т. В.: Да, расширения в планах имеются. Например, есть потребность в дополнении курса «Ассистент художника по гриму» программой «Постижёрное мастерство», есть спрос. Вероятно, сценарные интенсивы будем расширять. Сейчас веду переговоры с фотографом о мастер-классах для профессионалов по специфике фотодела в кинематографе. То есть придерживаюсь тенденции и темпов развития и расширения.

Я. Г.: Курсы в Учебном центре чередуются или проводятся одновременно?

Т. В.: В основном наши курсы идут два раза в год по стандартной системе семестров, как правило это весна и осень. Поэтому примерно в апреле и октябре бывает даже по два-три курса идет одновременно в разных аудиториях. Направления обучения чередуются, некоторые курсы набираем два раза в год, какие-то один раз. Все зависит от востребованности направления подготовки и занятости наших педагогов.

Я. Г.: Как Вы относитесь к конкуренции?

Т. В.: Конкуренция есть, и мы благодарны слушателям за выбор именно нашего Учебного центра. Учащиеся, приходя, добровольно выбирают программу, руководствуясь опытом работы педагогов, их обширной фильмографией.

«Ленфильм» – это бренд, к которому стремятся приобщиться. Хотя часто вижу, что кто-то может недобросовестно пользоваться маркой киностудии, арендуют помещение, проводят кастинг, а после позиционируют себя даже как сотрудники «Ленфильма». 

Я. Г.: Педагоги Учебного центра меняются?

Т. В.: Основной состав педагогов не меняется, в особенности тех, кто является сотрудниками киностудии. Некоторых наших практиков мы ждем, у них много работы, картин и проектов, поэтому расписание проведения занятий подстраиваем под их занятость. Так, например, по курсам «Введение в кинопроизводство – профессия второй режиссер», «Ассистент режиссера по актерам». Есть новые курсы, как «Актерское мастерство».

Я. Г.: «Актерское мастерство с Андреем Носковым вызвало настоящий ажиотаж».

Т. В.: Действительно, желающих попасть на курс оказалось так много, что мы приняли решение проводить предварительные собеседования. По результатам своеобразного кастинга на курс прошли свыше двадцати человек. Некоторые слушатели признавались, что их вдохновила фотография Андрея Носкова на фоне центрального входа киностудии «Ленфильм» и они захотели попасть именно к нему. 

Я. Г.: Какое количество слушателей на курсах?

Т. В.: Рекордное количество учащихся зафиксировано на «Актерское мастерство» – 23 человека. В среднем аудитория слушателей наших курсов 8-10–12 человек. Мы сознательно ограничиваем число слушателей для удобства проведения занятий и возможности вывести на практику.

Я. Г.: Планируется ли проведение масштабных фестивалей для выпускников?

Т. В.: Это хорошая идея. Пока мы рассматриваем различные варианты поддержки проектов для выпускников: гранты, содействие фондов. Надеюсь на продолжение поддержки Киностудии в производстве лучших короткометражек. Эта модель показала свою эффективность. Еще один вариант задействования слушателей – выпускные «Ассистентов художника по гриму». Как отмечалось, они проходят на сцене киностудии, учащиеся готовят мужские и женские образы. Для ребят это грандиозное костюмированное шоу. Мы привлекаем к участию выпускников «Ассистентов художника по костюмам», которые подбирают реквизит, помогают создать цельный образ, выбрав костюмы из богатой коллекции «Ленфильма». Кроме того, выпускники актерского курса выступают в качестве моделей. Эта форма коллаборации тоже привлекает всех участников.

Я. Г.:Ставите ли Вы цель перерасти во что-то большее, например, создать свою кафедру или институт «Ленфильма»?

Т. В.: Учебный центр при киностудии активно функционирует с момента создания, 2016–2017 годы, за это время мы плавно развиваемся и расширяемся. На данном этапе курсы вполне подтвердили свою самодостаточность. Мы воспитываем необходимое число кадров, которые востребованы в нашей индустрии. В планах дальнейшее развитие.

Беседовала Янина Гурова

Другие интервью

/Интервью/

Игорь Ерёмин

Проректор РХТУ им. Д.И. Менделеева

Читать

/Интервью/

Ирина Савицкая

Руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника

Читать

/Интервью/

Наталия Файдюк

Директор школы №2065

Читать

/Интервью/

Александр Гусев

Автор программы и художественный руководитель проекта «Танцующая семья»

Читать

/Интервью/

Олег Дашкевич

Чемпион Российского Танцевального Союза по латиноамериканскому шоу среди профессионалов; судья Международной категории World Dance Council

Читать

/Интервью/

Наталья Чеботарь

Директор по стратегии «Яндекс.Учебника»

Читать