Займы на лечение и обучение росли в 2020 году быстрее всего в относительном выражении. Доля микрозаймов, которые клиенты брали на решение проблем со здоровьем, увеличилась по сравнению с 2019 годом почти в два раза – с 5,6% до 10% и таким образом попала в топ-4 целей займов.
Схожую динамику показали и займы на образование. Их доля увеличилась с 2% в 2019 году до 3,8% в 2020-м.
Об этом говорится в исследовании финансовой онлайн-платформы Webbankir. Компания проанализировала свыше 100 тыс. займов, которые люди брали в МФО (микрофинансовые организации) по всей России в 2020 году по отношению к 2019 году.
«Мы наглядно видим плюсы и минусы, которые принесла пандемия коронавируса. С одной стороны, серьезно обострились проблемы со здоровьем, и большая часть людей была вынуждена тратить деньги на оплату медицинских услуг и лекарств. С другой стороны, переход на дистанционное образование привел к большому спросу на услуги репетиторов. Также из-за соблюдения режима самоизоляции и перехода на удаленную работу у людей высвободилось дополнительное время, и многие предпочли потратить его на саморазвитие. С этим связан рост займов на обучение», – отмечает генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев.
Напротив, значительно сократилась доля займов на отдых и отпуск – до 2,2% в 2020 году с 4,3% в 2019-м. Также россияне стали реже брать займы на подарки и на рефинансирование кредитов в банках и прочих ссуд. В 2020 году на эти цели пришлось 5,6% и 0,9% от общего числа займов, тогда как годом ранее было 6,4% и 2,5% соответственно. Наконец, в 2020 году клиенты МФО стали несколько меньше обращаться за займами на разного рода крупные покупки (электронику, бытовую технику, одежду, мебель и т.п.). Эта категория снизилась с 14,5% до 12,3%.
«Уменьшение доли займов на отдых, подарки и крупные покупки предсказуемо. Менее очевидным, на первый взгляд, кажется сокращение в части рефинансирования задолженности. Однако и этому есть объяснение. Во-первых, в 2020 году правительство ввело кредитные каникулы, в период действия которых выплату кредитов можно было отложить. Во-вторых, многие финансовые организации предложили собственные программы реструктуризации, что позволило клиентам решить проблемы с задолженностью, не прибегая к помощи новых источников финансирования. Да и сами заемщики в период кризиса старались не брать кредиты, которые не смогут вернуть», – говорит Андрей Пономарев.
В целом наиболее популярными целями займов в 2020 году стали личные (потребительские) нужды – 39,5%, ремонт жилья – 15,3% и крупные покупки.
Оказалось, что чаще всего люди берут займы на личные нужды (в 39,5% случаев), ремонт квартиры или дома (15,3%), покупку бытовой техники, мебели или одежды (12,3%), лечение (10%), ремонт автомобиля (8,7%).