4 декабря в рамках деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) прошла сессия «Future Skills 2.0: новая надежда».
В ходе нее были представлены результаты исследования «Навыки будущего 2.0 для 2020 годов», инициированного Ворлдскиллс Россия совместно с Global Education Futures при поддержке WorldSkills International.
Главной задачей данного исследования стала необходимость определить будущие технологии и бизнес-модели, которые будут формировать спрос на навыки в ближайшее десятилетие, а также выявить наиболее востребованные навыки для ряда секторов экономики.
«В этом году, когда мир оказался перед вызовами пандемии, стало понятно, что весь пласт знаний и представлений о том, как будет меняться рынок профессий, нужно актуализировать. Ситуация с COVID-19 во многом ускорила тренды, которые были до этого, – и в итоге получилось интересное масштабное исследование по 7 секторам с участием сотен экспертов. Мы получили уникальные инсайты и знания, которыми хотим поделиться с экспертами из вузов, из индустрии, из Министерства науки и высшего образования РФ, и намерены обсудить с ними возможности применения данного уникального контента в следующем году», – сказала, открывая сессию, ее модератор Екатерина Лошкарева, заместитель генерального директора по исследованиям, разработкам и развитию образовательных организаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», вице-президент WorldSkills International.
В рамках исследования авторами были проведено массовое анкетирование и десятки форсайт-сессий. Всего в нем приняли участие около 800 отраслевых экспертов самых разных направлений.
Одним из центральных выводов исследования стало понимание, что профессионал, работающий в команде и умеющий решать задачи во взаимодействии, в грядущем десятилетии будет цениться выше профессионала-индивидуалиста. Очень важными были названы те компетенции, которые помогают человеку правильно входить в команду, быстро в ней адаптироваться и по факту уметь работать с кем угодно над поставленными задачами. Работодатели будут все больше переходить к практике найма или привлечения сработавшихся команд.
Также большинство экспертов пришли к консенсусу, что многофункциональные специалисты, умеющие заниматься разными типами задач и обладающие знаниями в разных сферах, будут цениться больше, чем узкие специалисты.
«Естественно, такие специалисты будут работать и в новых организациях: цифровая трансформация коснется не только технологии производства, но и системы управления. И мы эту революцию уже видим. Это переход к гибким и часто основанным на малых командах организациям, переход к гибким контрактам и гиг-экономике: большое количество профессионалов начинает работать в режиме фрилансеров на конкретных задачах и через специальные платформы, где их находят бизнесы. Это переход к новой реальности, где поощряется самостоятельность работника, внутреннее предпринимательство, готовность действовать нестандартно», – подчеркнул основатель инициативы Global Education Futures и профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша.
Еще одним выводом исследования стал тот факт, что в конце 20-х – начале 30-х годов наступит переход к эре так называемой зеленой экономики. Речь идет не о той экономике, в которой экологическая тема является либо брендом, либо какой-то вспомогательной историей. В контексте исследования зеленая экономика – это дружественные к планете решения, которые экономически выгодны всем участникам процесса.
На фоне полученных выводов авторы исследования постарались ответить на вопрос: как в свете этих данных необходимо модифицировать профессиональное образование?
Во-первых, следует развивать онлайн-обучение, как классическое, так и с включением виртуальной реальности и других технологий. Во-вторых, чтобы готовить специалистов будущего, сегодня образовательные учреждения должны уметь обучать в командах.
При этом педагогам важно научиться мотивировать учащихся,поощрять их к самостоятельности. Это реализуется в том числе и через проекты сотрудничества между учащимися и преподавателями.
«Эта новая среда будет выглядеть как некое гибридное образовательное пространство, в котором у нас присутствует онлайн-университет или колледж, бизнес-пространство, городские пространства, представляя собой элементы единой траектории, где учащиеся получают образовательный опыт разного типа. Такие среды возникают, когда образовательные организацииибизнес начинают больше сотрудничать, объединяя возможности. И это задача в первую очередь вузов – стать двигателем развития навыков будущего, чтобы помочь нашей экономике подготовиться к решению задач XXIвека», – такое мнение высказал Павел Лукша.