Программистом может стать каждый?

Эксперт "Яндекса" о том, как освоить новую профессию

Программистом может стать каждый?
Wojciech Krakowiak с сайта Pixabay

Спрос на ИТ-специалистов постоянно растет: по данным Яндекс.Практикум на апрель 2019 года, число вакансий для новичков в этой области за предыдущие три года увеличилось почти на треть. О том, можно ли учиться программированию без базового технического образования, на круглом столе «Как воспитать кадры в эпоху цифровой экономики?» на Московском международном форуме «Город образования» рассказал заместитель генерального директора по кадрам и образованию «Яндекса» Сергей Чернышев

Цифровые технологии, по словам Чернышева, нельзя считать чем-то новым: интернет появился еще 30 лет назад. Но специалистов с навыками в этой сфере требуется все больше. Система образования при этом находится в догоняющей позиции: вузы не могут мгновенно перестроиться под требования экономики (и вряд ли они должны это делать). В итоге подготовкой кадров занялись сами компании: так возник бум образовательных проектов и платформ по переподготовке. 

Главный миф, который существует у людей в этой области — представление о том, что для того, чтобы освоить базовые навыки программирования и работы с данными, надо долго учиться.

«В современном мире работать с данными надо не только математикам. Это значит, что технологии должны быть настолько простыми, чтобы их мог освоить каждый», — пояснил Чернышев. 

С этой целью в феврале 2019 года «Яндекс» запустил бесплатный сервис онлайн-образования Яндекс.Практикум. Этот сервис предназначен для тех, кто хотел бы сменить профессию и стать разработчиком, аналитиком данных или освоить другую специальность в сфере новых технологий. Но проблема этого и других подобных курсов в том, что специалистам с опытом в других областях это кажется слишком сложным и они боятся даже начать обучение. 

С обучением есть взрослых людей есть и другая проблема: про учителей часто говорят, что они не признают технологии. Так действительно происходит, если педагогам их навязывают сверху. Но если эти технологии будут упрощать жизнь учителя, они вызовут у преподавателей намного большее одобрение. 

По словам Чернышева, так уже произошло с Яндекс.Учебником — онлайн-сервисом для учителей начальных классов, который российские педагоги начали тестировать с 2018-го учебного года. Сейчас «Учебником» пользуется уже 37 тысяч учителей в 16 тысячах школ: по данным проведенного «Яндексом» опроса среди педагогов, время на подготовку к уроку с помощью сервиса сокращается на треть. Пока он используется только для обучения русскому языку, математике и музыке, но разработчики считают, что в перспективе он может пригодиться и учителям других предметов. 

Что касается детей, для них, по мнению представителя «Яндекса», надо сначала проводить профориентацию. В 2018 году компания запустила для этого Яндекс.лицей — бесплатные курсы по обучению школьников основам программирования на примере Python.

«Есть процент школьников, которые признаются — «я понял, что такое программирование и я не хочу этим заниматься, — отметил Чернышев. — Но у компании нет цели вырастить программистов. Цель — дать детям попробовать себя в роли разработчиков, чтобы они поняли, насколько им это нравится».