Российские учёные получили грант на борьбу с обрастанием кораблей

Ученые СевГУ получили признание Российского научного фонда

Российские учёные получили грант на борьбу с обрастанием кораблей
Egor Shitikov с сайта Pixabay

Ученые лаборатории молекулярной и клеточной биофизики Севастопольского госуниверситета выиграли грант Российского научного фонда (РНФ). Это самая престижная грантовая программа в области исследований в России. Совместно с коллегами из Института физики прочности и материаловедения Сибирского отделения РАН севастопольские ученые займутся проблемой борьбы с биологическими обрастаниями на гидротехнических сооружениях и кораблях

«Обрастание — многоэтапный процесс. В первую очередь появляется бактериальная пленка, потом образуются микроскопические грибы. Они становятся субстратом для высших организмов. Процесс идет по нарастающей — водоросли, животные и так далее. Стандартный способ борьбы с ними - краски с токсичными добавками. Однако такой подход вредит экологии. Коллеги из Сибирского отделения РАН предлагают использовать оригинальные комплексы наночастиц металлов, которые уничтожат потенциальных обрастателей и при этом не будут оказывать побочного вредного воздействия на окружающую среду и ее обитателей», - рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории Андрей Мосунов.

По его словам, пилотные исследования на эту тему уже велись в СевГУ в 2020 году в рамках внутреннего гранта. Они доказали эффективность некоторых из предложенных композиций частиц. Однако время исследования один год не является показательным. Поэтому была подана заявка на грант РНФ.

«Главной задачей исследования станет доказательство низкой токсичности соединений. Коллеги в Томске будут работать с пресноводными организмами, а мы с морскими, используя полигон Черноморского НИИ технологии судостроения в Севастопольской бухте. Там уже экспонируются образцы с экспериментальными составами, и мы контролируем процесс обрастания», сказал Мосунов.

Еще одна проблема, которая требует разрешения  технология введения наночастиц в реальный состав краски.

«Метод, который предлагали коллеги, не удовлетворял условиям эксперимента в агрессивной морской среде. Покрытие быстро механически уничтожалось. Одновременно с этим при введении в стандартные корабельные краски возникали проблемы с растворимостью, густотой и так далее. Поэтому помимо биологических и физико-химических исследований нужно найти технологию внесения этих наночастиц в краску, чтобы с этим можно было бы уже выходить на рынок», сказал Мосунов.

Финансирование научных исследований - 6 млн в год в течение трех лет с возможностью продления на два года.