В рамках проектной смены в «Артеке» ребята разработали бизнес-модели для более чем 20 технологичных проектов, с которыми победили в конкурсе «Технолидеры будущего»
23 августа 2019 года в международном детском центре «Артек» школьники из 20 российских регионов представили свои лучшие технологические бизнес-проекты. Первую в МДЦ проектную смену для юных предпринимателей «Технолидеры будущего» организовал Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО). Для участия в ней были отобраны 50 школьников в возрасте от 12 до 17 лет, активные участники таких образовательных программ, как «Школьная лига РОСНАНО», «Кванториум», «Стемфорд». Во время смены под руководством наставников и бизнес-консультантов ребята добавили в свои проекты коммерческую составляющую и идеи по выводу продукта на рынок и представили их на суд экспертов, среди которых были генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Андрей Свинаренко, заместитель генерального директора по стратегии Фонда инфраструктурных и образовательных программ Алексей Качай, генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Электронное образование для наноиндустрии» Игорь Вальдман.
«Сегодня рынку необходимы креативные люди, способные создавать высокотехнологичные продукты и прорывные технологии и выводить их на рынок, — считает Андрей Свинаренко. — Уже недостаточно быть просто инженером, необходимо обладать мышлением предпринимателя, чтобы понимать, что будет востребовано в ближайшем будущем, в каком направлении должны двигаться разработки, кому они будут нужны и как сделать их востребованными. Мы довольны первым опытом сотрудничества с «Артеком» в подготовке и проведении такой образовательной программы. Он наглядно показал, что даже подростки в состоянии разработать проекты, которые в перспективе могут сыграть свою роль в повышении качества жизни и развитии экономики страны в целом».
Участники смены «Технолидеры будущего» работали над более чем 20 технологичными бизнес-проектами, 12 наиболее перспективных были представлены на суд жюри. Например, автор проекта «Дороги будущего» школьник из Магадана Марк мечтает увидеть на дорогах своей области разработанное им надежное дорожное покрытие, которое, помимо всего прочего, будет служить зарядным устройством для электрокаров. «Дороги будущего» будут иметь особое покрытие и позволят вырабатывать электроэнергию, подпитывающую электрокары. Такую возможность дает специальная катушка, установленная на автомобиле, и магнит, встроенный в дорожное полотно. Пока это лишь макет, но автор готовит полноценный бизнес-план, чтобы продвигать свою разработку на рынке и привлекать инвесторов.
Группа из пяти школьниц, живущих в разных городах страны, предложила специальное покрытие для детских площадок, дешевое и экологичное.
«Детские площадки часто покрывают асфальтом или оставляют вообще без покрытия. Мы предлагаем изготавливать его из пластиковых крышек от бутылок. Так мы одновременно помогаем сохранять экологию, используя сырье вторично, и получаем универсальное покрытие, более мягкое, чем асфальт», — поясняет вдохновительница проекта Ульяна Прохорова из Ижевска (9 класс). Этот материал в несколько десятков раз дешевле, чем резиновое полотно, которое применяется сейчас».
Авторы проекта рассчитывают, что их продукт будет пользоваться спросом у компаний из сектора ЖКХ, а также у корпораций, которые помогают детям, оборудуя для них площадки в различных регионах России.
Также школьники разработали бизнес-проект по выпуску специального браслета, который помогает людям, испытывающим проблемы со сном. Прибор будет создавать специальное приглушенное освещение и включать музыку, помогающую заснуть, а затем сам гасить свет и отключать электронную технику, когда датчики покажут, что человек уснул.
Среди молодых предпринимателей, защитивших свои проекты, были и разработчики образовательных ресурсов, они тоже готовы вывести свои продукты на рынок. Ученик 7 класса из Сургута Назар Гадеев создал программу «Умный рыбак», которая позволяет детям быстро выучить таблицу умножения с помощью интерактивной игры. Игра, по словам Назара, скоро появится в продаже, и первыми покупателями будут его земляки. Он подумывает о разработке других обучающих модулей и хочет предложить свои идеи крупным образовательным ресурсам.
Главной задачей смены было научить ребят не останавливаться на этапе разработки продукта, а заниматься его внедрением, определяя целевую аудиторию, акцентируя внимание на его конкурентных преимуществах и т.д. На защите работ эксперты дали юным предпринимателям рекомендации по реализации их бизнес-проектов в будущем.
«Вполне возможно, что какие-то из этих проектов или другие разработки этих ребят будут реализованы, и уже через несколько лет мы увидим целую плеяду новых российских предпринимателей, которые поставят экономику страны на новые технологичные рельсы, — говорит Алексей Свинаренко. — А Фонд инфраструктурных и образовательных программ планирует и впредь заниматься образовательными программами, нацеленными на развитие навыков технологического предпринимательства. Эта смена была лишь апробацией новой программы, которой мы планируем охватить максимальное количество ребят, интересующихся технологическим проектированием, и привлечь новых».