Группа исследователей из научно-исследовательской лаборатории биофизики НИТУ «МИСиС», МГУ им. М.В. Ломоносова и РХТУ им. Д.И. Менделеева провела сравнительный обзор эффективности применения различных металлосодержащих радионуклидов для ранней диагностики болезни Альцгеймера. Ученые отмечают, что металлосодержащие агенты не только высокоэффективны, но и значительно проще в производстве, чем существующие радиофармацевтические препараты, применяемые при диагностике пациентов с подозрением на болезнь Альцгеймера. Их использование позволит повысить доступность ранней диагностики заболевания, уверены авторы обзорного исследования, опубликованного в International Journal of Molecular Sciences.
Болезнь Альцгеймера — самое распространенное нейродегенеративное заболевание в мире, которое является одной из главных причин развития возрастной деменции. Ученые связывают ее развитие с накоплением в мозге белка бета-амилоида. Амилоидные бляшки, формирование которых начинается задолго до появления первых симптомов, вызывают гибель нейронов и являются одним из важнейших критериев ранней диагностики болезни.
Своевременная диагностика позволяет вовремя начать терапию и замедлить течение заболевания. Для проведения обследования с помощью позитронно-эмиссионнной томографии (ПЭТ) существует ряд радиационных маркеров, позволяющих выявить отложения бета-амилоида в мозгу пациента за 7-15 лет до появления первых симптомов. При этом производство этих радиационных агентов является достаточно дорогостоящим и возможно только в лабораторных условиях. Наиболее часто применяемые агенты, фтордезоксиглюкоза (фтор-18/ФДГ) и углерод-11, имеют короткий период полураспада — 20 и 109 минут соответственно, что также ограничивает использование ПЭТ-диагностики, поскольку поставка от производителя и завершение сканирования должны происходить очень быстро.
Решением проблемы может стать использование металлосодержащих радиационных агентов для визуализации ранних признаков болезни Альцгеймера. Катионы меди, цинка и железа, поступая в организм, «связываются» с амилоидами, что открывает возможность их использования для диагностики и тераностики болезни. Так, радиофармацевтические препараты с содержанием изотопа медь-64 не только просты в производстве, но и имеют двенадцатичасовой период полураспада, что делает их более подходящим радиационным агентом для проведения ПЭТ-диагностики.
Перспективным с точки зрения ПЭТ-диагностики является также радионуклид с содержанием изотопа галлий-68. Его «родительский» нуклид германий-68 имеет период полураспада продолжительностью 271 день, при этом данный изотоп возможно производить большими объемами. Металлосодержащие агенты могут также использоваться для диагностики болезни Альцгеймера методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) и однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ или ОЭКТ).
При этом ученые отмечают, что главным вызовом при разработке эффективных диагностических и терапевтических агентов для пациентов с подозрением на болезнь Альцгеймера является гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) — физиологический барьер между кровеносной системой и центральной нервной системой, выполняющий функцию высокоселективного фильтра, через который из артериального русла в мозг поступают питательные и биоактивные вещества, и выводятся продукты жизнедеятельности нервной ткани. ГЭБ затрудняет лечение многих заболеваний ЦНС, так как не пропускает целый ряд лекарственных препаратов.
Способность обойти ГЭБ и «сцепиться» с бета-амилоидом в мозге пациента демонстрирует ряд металлосодержащих соединений. В числе наиболее перспективных с точки зрения ранней диагностики болезни Альцгеймера радиоизотопов можно выделить следующие: медь-64, галлий-68 и технеций-99m. Эти изотопы не только проще в производстве, чем применяемые сейчас 11C и 18F, но также имеют более длительный период полураспада. При этом медные соединения показывают наибольшую эффективность при ПЭТ-диагностике, соединения на основе галлия — при МРТ-диагностике, а соединения на основе технеция — при ОФЭКТ.