Студенты академии посетили мастерскую золотошвейного искусства Маринетты Дагировой и Джульетты Шетовой. Маринетта Дагирова и Джульетта Шетова родные сёстры. Рукоделием они увлеклись ещё в детстве

Студенты академии посетили мастерскую золотошвейного искусства Маринетты Дагировой и Джульетты Шетовой. Маринетта Дагирова и Джульетта Шетова родные сёстры. Рукоделием они увлеклись ещё в детстве

Студенты академии посетили мастерскую золотошвейного искусства Маринетты Дагировой и Джульетты Шетовой. Маринетта Дагирова и Джульетта Шетова родные сёстры. Рукоделием они увлеклись ещё в детстве, а в старших классах занялись золотным шитьём. Первым наставником девушек стал их дядя, историк и этнограф Азретали Кишев. В своё время он выпустил несколько книг, посвящённых традиционным адыгским промыслам. При этом учёный был не только теоретиком, но и практиком.

Первые письменные сведения о наличии у предков адыгов золотой вышивки появляются лишь в Х в. н. э. Арабский путешественник и географ Абу – аль – Хасан Масуди писал о женщинах касогов, что «… они носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом».

Шитьем золотом и изготовлением басонных изделий в основном занимались представительницы знатных родов, обучение которому составляло обязательную часть их воспитания. Тем не менее, обильно украшенная золотым шитьем одежда господствующих классов делалась не только руками знатных женщин, но и девушками зависимых от них сословий.

Кроме того, вышивка золотом или сами нитки были до конца ХIХ в. основным атрибутом свадебных, детских и погребальных обрядовых циклов.

В прошлом «женщины делали много вышивок золотом и серебром для украшения лошадиных седел, колчанов, луков, стрел, своих легких башмаков и полотна, из которого делают платки». Но самое основное применение золотошвейного искусства – украшение женской одежды и обуви.

Мастерство черкешенок высоко ценилось. Ведь им было достаточно посмотреть на человека, чтобы без примерок (прикасаться женщинам к мужчинам запрещалось) сшить черкеску без единого изъяна. Желая превознести мастерство швеи, говорят: «Шыу гъуэщрык1уэм бзыпхъэ трех» («Снимает мерку с едущего всадника»).

Адыги использовали четыре вида техники золотого шитья: шитье «в прикреп», шитье «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий, кружев.

Особое место вышивка занимала в украшении традиционной женской одежды. Вышитые узоры покрывали борта платья, углы кафтанчика, нарукавники, донышко и околыш женской шапочки.

@julia_marinetti #золотоешитьеадыгов #вышивказолотом #традиционныйкостюмадыгов

Источник: https://vk.com/public141518427?w=wall-141518427_47