Этой историей мы делимся в рамках Студенческой эстафеты «Вечный огонь Победы» Минобрнауки России

Этой историей мы делимся в рамках Студенческой эстафеты «Вечный огонь Победы» Минобрнауки России

Этой историей мы делимся в рамках Студенческой эстафеты «Вечный огонь Победы» Минобрнауки России.

Институт в годы войны.

1941 год стал годом великого разлома человеческих судеб и годом отчаянной работы в Бийском учительском институте (в настоящее время Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина). Вместе со страной он достойно прошёл все этапы её истории. Для первых выпускников вуза, так же, как и для преподавателей, дорога в школьные классы пролегла через поля сражений.

Василий Сафонович Шуйский... Это о нём в приказе № 160 от 22 июня 1941 года записано: «С 23 июня 1941 года преподавателя В. С. Шуйского в связи с призывом в РККА считать освобождённым от занимаемой должности. Основание: предписание военкомата».

Такие же приказы были даны о преподавателях Н. В. Гордееве, И.Н. Карноеве, Н.И. Елизаровском, А.С. Митрофанове, А.И. Митропольском, Э.Б. Линковиче, Н.Н. Огородникове, А.М. Лукомове, Г.Н. Веретенове, Г.Г. Клюеве, Н.Т. Лопарёве, о студентах Н.Г. Казакове, Г.В. Наумове, Э.Г. Сычёве, И.В. Карпеченко.

Это далеко не полный список студентов и преподавателей, ушедших на фронт из аудиторий института. Не все имена сохранили пожелтевшие от времени листки бумаги. Не все из ушедших по дорогам войны вернулись назад. Но все отчаянно сражались за освобождение родной земли от фашистских захватчиков. Они были рядовыми войны и в то же время её героями: ни один из солдат-учителей не был трусом и предателем.

В 1941-м одновременно с началом страшной и разрушительной войны состоялся первый выпуск учительского института. Этот исторический выпуск первых ласточек нашего замечательного вуза формировали директор Юрий Петрович Бульбенко, преподаватели Анастасия Денисовна Лобаскина, Андрей Митрофанович Фомин, Николай Васильевич Гордеев, Виктор Никифорович Дерюшев.

Институт продолжал работатьи в новых военных условиях. Надо было своими силами заготовить дрова для отопления (оно было печным), создать подсобное хозяйство, которое обеспечивало бы продуктами столовую для студентов и сотрудников. Ясно, что коллектив занимался далеко не только одним учебным про¬цессом. Особенно тяжело пришлось суровой зимой 1941 года, когда ежедневно после занятий студенты брали сани и пешком шли в заречный лес на заготовку дров, но нагреть здание всё- таки не удавалось. Температура в аудиториях порой опускалась ниже минус 10 градусов.

И всё же студенты учились, не пропуская занятий, добросовестнейшим образом готовясь не только к экзаменам и зачётам, но и к каждому занятию, приобретая прочные знания. Можно лишь представить себе сегодня, какое это было мужество, мужество тех, чья юность состоялась в нищете войны, хотя наш город и не знал бомбёжки. Институт ежегодно выпускал учителей для городских и сельских школ с дневного и заочного отделений, выполняя тем самым долг перед Родиной, перед её настоящим и будущим. Выпускники вуза вставали к учительской доске, заменив ушедших на фронт педагогов. И ни на один день не прекращалось обучение в школах, ни на один день не разрушалась связь времён. Так же, как до войны, звенели школьные колокольчики, так же, как в мирное время, дети фронтовиков садились за парты.

О том суровом времени вспоминает ветеран вуза Анастасия Денисовна Лобаскина, с первых дней образования института и до конца своей жизни проработавшая на филологическом факультете:

«Война поставила перед нами много задач. Нужно было в сокращённые сроки готовить учителей, нужно было помогать выращивать урожай - и все каникулы уходили на это. Нужно было помогать фронту; и мы постоянно собирали средства на оборону страны. Нужно было заниматься пропагандой и аги¬тацией среди населения, и мы шли выступать к людям. Почти каждый день ходили по городу студенты с тем или иным заданием и никогда ни в одном до¬ме не получали отказа от бийчан ни при сборе средств, ни в других делах, потому что умели овладеть ситуацией, добиться понимания и доброжелательного отношения в каждой беседе, в любом выступлении. В свои 17-18 лет студенты были уже очень взрослыми и сильными духом. Рано повзрослевшие дети войны.

И какое было ликование, когда пришла долгожданная весть о победе!.. Стихийно повсюду возникали митинги, празднование продолжалось далеко за полночь. Сегодня каждому, кто вынес на себе тяжесть войны, очень хочется, чтобы на Земле всегда царил праздник Мира».

Память должна бережно хранить этапы своей истории, какими бы они ни были: светлыми или драматичными. Особенно память о тех, кто отдал самое дорогое - свою жизнь - за будущее потомков.

Валерия Петровна Никишаева, почетный профессор АГГПУ им. В. М. Шукшина, почётный гражданин г. Бийска

#ВечныйОгоньПобеды #СтудентПобеды #ОгоньПобеды, #МинобрнаукиРоссии, #вместесильнее #универдома #ВолонтерыПобедыАГГПУ #аггпу #аггпушукшина #университетшукшина #ведущийвузнаукограда #смм_объектив

Источник: https://vk.com/club58777215?w=wall-58777215_2069