Конкуренция ведущих мировых университетов за иностранных студентов в онлайн-формате обостряется из-за пандемии и ее последствий. Отечественным вузам необходимо активнее включаться в эту борьбу, чтобы выполнить программу экспорта российского образования. Об этом заявил ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов на заседании Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ, посвященном обсуждению доклада «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее».
Ставка на гибкие образовательные технологии и активное развитие программ дистанционного образования поможет сохранить вузам иностранных студентов, которые покинули Россию из-за пандемии COVID-19, а также привлечь новых, тем самым сохранив позиции на рынке экспорта образования.
На «управленческом фронтире», которым, по словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, стало высшее образование за время пандемии, важно учесть эти меры и предложить обновления в федеральный проект «Экспорт образования». Ассоциация «Глобальные университеты» при участии ДВФУ уже подготовила корректировки в этот и другие проекты, способные повлиять на конкурентоспособность российских университетов в сфере дистанционного образования.
«Российские и иностранные эксперты сходятся в том, что от 40 до 50 процентов студентов, которые хотели бы обучаться в заграничных вузах, не рассматривают возможность поехать за рубеж. Это означает, что перед ДВФУ и другими отечественными университетами стоит задача эффективнее работать в электронной среде, активнее играть на рынке онлайн образовательных программ, потому что экспорт образования и вопрос привлечения иностранных студентов по-прежнему является важным приоритетом госполитики», — отметил Никита Анисимов.
Ректор ДВФУ подчеркнул, что все его иностранные коллеги-ректоры из Ассоциации ведущих университетов Азиатско-Тихоокеанского региона согласны с тем, что борьба за иностранных студентов — приоритет для всех ведущих университетов мира, и сейчас она становится только острее. Это должно мотивировать российские вузы конкурировать в глобальной онлайн-среде и больше вкладываться в свою IT-инфраструктуру.
Необходимость разработать и воплотить в жизнь новую комбинированную модель образовательного процесса отмечена в выводах доклада «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после нее», подготовленного ведущими вузами страны по инициативе Минобрнауки: «В такой модели традиционное непосредственное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность в привычных формах сочетаются с использованием онлайн-курсов и тренажеров, с синхронным обучением в дистанционном формате и обеспечиваются цифровой дидактикой».
С марта 2020 года более 3500 иностранных студентов ДВФУ были переведены на обучение в электронной среде. Студенты из Китая, уехавшие на зимние каникулы домой, уже с начала весеннего семестра продолжили обучение дистанционно. Помимо программ высшего образования в онлайн перевели обучение в Центре русского языка и культуры ДВФУ (подготовительная и курсовая подготовка), студентов-участников программ академического обмена и образовательное мероприятие «Международный университет ДВФУ-БРИКС»