Логику цифровой трансформации высшего образования и роль в ней искусственного интеллекта

Логику цифровой трансформации высшего образования и роль в ней искусственного интеллекта

Логику цифровой трансформации высшего образования и роль в ней искусственного интеллекта обозначил ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов в своем выступлении на «ВУЗПРОМЭКСПО 2020». В дискуссии также был затронут философский вопрос, как «цифра» может стать инструментом развития личности.

По мнению ректора ДВФУ, мировое сообщество в целом находится еще только на старте реальной цифровой трансформации образования. Так, разработанные и адаптированные в ДВФУ цифровые решения и платформы, с помощью которых вуз за три дня перешел в онлайн весной этого года, не могут служить полноценным ответом на вопрос, как будет выглядеть цифровое образование будущего.

«Не нужно себя обманывать, что существующее онлайн-образование — это и есть цифровая трансформация. Мы находимся только на ее пороге. Сейчас уже накоплены большие объемы данных, искусственный интеллект может с ними работать. Однако применять результаты анализа этих данных на практике сложно, особенно когда речь идет о чем-то, что не было построено с нуля специально под цифровые задачи. В этом случае мы вынужденно противопоставляем «цифре» человеческий фактор... Я жду, когда искусственный интеллект будет создавать в университете учебный план на основе анализа больших данных, куда будут включены все смежные учебные планы университетов всего мира, с автоматическим переводом с тех языков, на которых они написаны. Только на этом этапе можно будет говорить о реальном начале цифровой трансформации», — заявил Никита Анисимов.

На текущем этапе в ДВФУ оцифрован самый главный процесс — образование: созданы базовые цифровые сервисы, такие как динамическое онлайн-расписание, цифровые пропуска, возможность проводить онлайн-занятия с применением различных платформ. Благодаря этому студенты и преподаватели могут мгновенно переходить из офлайна в онлайн-среду, как это произошло недавно в связи c внезапным перекрытием Русского моста из-за его обледенения, после чего кампус ДВФУ оказался отрезанным от материка. Цифровая среда университета принесла пользу не только российским, но и зарубежным студентам, которые не смогли въехать в Россию из-за перекрытых границ. Они наравне со всеми сдали сессию онлайн.

Никита Анисимов подчеркнул, что университеты-лидеры должны активно тестировать и, в случае успеха, внедрять передовые технологические решения, которые разрабатывают в таких точках технологической силы, как, например, университет «Иннополис». Кооперация лучших — единственная возможность дотянуться до главной целевой аудитории — молодых людей, будущих технологических лидеров. Чтобы масштабировать лучшие практики, ДВФУ готов разрабатывать для других вузов программы апробации цифровых решений от лидеров индустрии.

Слова Никиты Анисимова в определенной степени стали ответом на тезис другого участника дискуссии, исполнительного директора «Платформы НТИ» Андрея Силинга, который назвал ключевым глобальным вызовом для университетов не только их готовность развиваться по основанной на данных модели управления, но и работать по сетевой модели, быть готовыми к интеграции с любыми партнерами. Университеты должны научиться быть точкой сборки, стягивая под нужные задачи компетенции из частных акселераторов, крупнейших компаний и формируя ситуацию развития, в которую могут включиться не только их собственные студенты, но и любая команда, заинтересованная в продвижении.

Источник: https://vk.com/dvfuru?w=wall-28511920_50465