Авиаконструктор, опередивший время: 125 лет со дня рождения Павла Сухого
Есть в нашем прошлом такие люди, которые... как бы это получше сказать... предвосхищают историю, что ли. Смотрят в такие дали, куда их современники даже не отваживаются поднять взгляд. Превосходят свое время. Одним из таких людей был авиаконструктор Павел Осипович Сухой.
Выдающийся советский авиаконструктор, один из основателей отечественной школы реактивной и сверхзвуковой авиации.
Являлся дважды Героем Социалистического Труда:
1957 г. - за показ на воздушном параде машин Су - 7 и Су - 9(первый советский самолёт, оснащённый треугольным крылом), а также в 1965 году. Западная пресса назвала П.О. Сухого "конструктором, вышедшем из тени".
Удостоен Сталинской премии (1943 год) за создание штурмовика Су-6, превзошедшего легендарный Ил-2 почти по всем параметрам.
Удостоен Ленинской (1968 год) и Государственной премий (1975 год), а также был лауреатом премии №1 имени Туполева (1975 год, посмертно).
Под руководством данного авиаконструктора было разработано более 50 конструкций самолетов. За свою жизнь Павел Осипович Сухой сумел создать в своем ОКБ настоящую школу проектирования различной авиационной техники, отличающуюся новаторским духом, нестандартным подходом к решению технических задач и смелостью инженерных решений. 22 июля 2020 года авиационная общественность отмечает 125-летие со дня рождения легендарного конструктора.
Как скажет впоследствии Маршал авиации, Герой Советского Союза Иван Пстыго:
«Я горжусь тем, что мне довелось летать на машинах Павла Осиповича Сухого. Это был выдающийся человек и конструктор. Случалось, он принимал решения, которые казалось, противоречили общепринятым представлениям, были непонятны даже для специалистов. Но проходило время, и все убеждались, что идея конструктора правильна. Его способность предвидения всегда поражала».
Сухой является ведущим конструктором "рекордного" АНТ-25 (да, это тот, на котором летал знаменитый Валерий Чкалов и устанавливались рекорды дальности).
В 1939 г. Сухой возглавляет собственное КБ. Участвует в конкурсе на ближний бомбардировщик "Иванов".
Выходит победителем из 6 кандидатов. Самолет получается очень удачным. От других советских самолётов данного класса он отличается передовой технологией изготовления и хорошим обзором из кабины. Изначально предполагался цельнометаллическим, но дефицит алюминия в СССР не позволил реализовать это.
Позже ближний бомбардировщик ББ-1 переименуют в Су-2.
В 1960 году - работа над новым перехватчиком. В ходе работ над модернизацией Су-11 рождается совершенно новый самолет - Су-15, про который маршал авиации Е.Я. Савицкий сказал:
"Создай Павел Осипович Сухой только этот один самолёт, - его уже можно было бы называть выдающимся авиаконструктором, а на его счету множество и других замечательных машин".
Вот что говорят о нем современники:
Владимир Балуев, российский инженер-авиаконструктор, начал работать в бригаде Павла Сухого с 1929 года:
«...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...»
Леонид Кербер, российский авиаконструктор, заместитель Генерального авиаконструктора Андрея Туполева:
«Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой.»
А. К. Аронов, российский инженер, Ведущий авиаконструктор упраздненного Конструкторского бюро В. Г. Ермолаева (после его смерти) в 1946 году:
«Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича... Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. ...Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям.»
За выдающиеся работы в области авиационной науки и техники Павел Осипович награждён золотой медалью имени академика А. Н. Туполева № 001 Академии наук СССР (1975) посмертно.
Но лучше всего конструкторского гения характеризуют коллеги:
Маршал авиации С.И. Руденко:
«При выборе параметров нового самолёта, зачастую идя на риск, Павел Осипович Сухой брал к разработке исключительно наивысшие данные, которые были на грани возможности науки и техники того времени, а порой даже несколько выше. И главное, он воплощал все это в реальность.»
Советский Генеральный конструктор авиационной техники, Герой Социалистического труда Архип Люлька:
«Павел Осипович Сухой создал образцы авиационной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других Генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолетов.»
Советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат четырёх Сталинских премий Семён Лавочкин:
«Если у какого конструктора и учиться, так это у Сухого»
Советский авиаконструктор академик Олег Антонов:
«Все [советские] Генеральные авиаконструкторы, несомненно, высокообразованные люди, а Павел Осипович Сухой в науке был все-таки выше всех нас, хотя и не имел звания академика. Я не отступлю от истины, если назову Павла Осиповича квинтэссенцией нашей [советской] авиации.»