РЕСТАВРАТОРЫ И СОТРУДНИКИ МУЗЕЕВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

РЕСТАВРАТОРЫ И СОТРУДНИКИ МУЗЕЕВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

РЕСТАВРАТОРЫ И СОТРУДНИКИ МУЗЕЕВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

9 мая - Великий день для нашей страны, мы вспоминаем и чтим ветеранов, несем цветы к монументам, замираем в минуте молчания…

Я, как реставратор, хотела бы рассказать о музейных сотрудниках, которые не смотря на страшное военное время, продолжали трудиться и сохранять ценности нашей страны, нашу историю. Возможно, мы редко об этом задумываемся, но их самоотверженный труд заслуживает уважения.

«22 июня 1941 года. Выходной день. Несу ответственное дежурство по Галерее. Обхожу... залы - все в них сверкает чистотой и порядком. Меня вызывают к телефону. Распоряжение - срочно вызвать в Галерею директора, секретаря партийной организации и всем ровно в 12 часов быть у радио - будет передаваться важное правительственное сообщение». Так, по воспоминаниям старшего научного сотрудника Марии Модестовны Колпакчи, в Третьяковской галерее начался первый день Великой Отечественной войны.

Музей перешел на военное положение - был организован штаб по противовоздушной обороне, обеспечена полная светомаскировка всех зданий, обустроено бомбоубежище.

Основной задачей всего коллектива стало сохранение памятников культуры. В короткие сроки необходимо было эвакуировать экспонаты в глубокий тыл. Трудились днем и ночью. А ведь это не просто снять картины со стен и увезти! Каждый экспонат необходимо тщательно упаковать, пронумеровать, составить каталожные данные.

Упаковка производилась силами всего коллектива сотрудников, но основная нагрузка легла на плечи реставраторов: Е.В. Кудрявцева, А.А. Рыбникова, И.И. Суслова, К.А. Федорова, А.И. Баранова, С.Я. Бабкина, И.В. Овчинникова, М.И. Панина, Р.П. Астафьева, М.Я. Вознесенской, М.Ф. Иванова-Чуронова.

Аналогичная работа производилась во многих музеям Москвы, ценности вывозили в Новосибирск.

Перевозки по Москве уже в середине июля, августе совершались при частых вражеских налетах. По воспоминаниям реставратора ГМИИ им. А.С. Пушкина М.А. Александровского, чистая случайность уберегла состав с национальным достоянием страны: «На сортировочной станции железной дороги мы стояли двое суток, так как вне всякой очереди, разумеется, шли на фронт воинские составы. На третьи сутки поезд отправился, и очень своевременно. На другой день радио сообщило, что на то место сортировочной, где стоял эшелон, были сброшены бомбы».

Сопровождали груз сотрудники музеев. На местах велась непрерывная хранительская работа: круглосуточные дежурства, составлялись описи, акты, осмотры, необходимые срочные реставрационные мероприятия. Хранители и реставраторы, неся ответственность, как личную профессиональную, так и государственную боролись с молью, крысами, протечками, возгораниями в неприспособленных для музейных экспонатов помещениях.

В конце июля - начале августа усилились бомбардировки Москвы. Известно, что Галерею как всесоюзный объект национальной культуры фашисты намеревались уничтожить в первую очередь. В одну из первых бомбежек пострадал зал Третьяковской галереи, посвященный художнику Николаю Николаевичу Ге. В здании музея на тот момент продолжали работать сотрудники.

«Мы здесь продолжаем Ваше дело, укрываем всячески от зорких стервятников наши дорогие нам памятники искусства. Все расписано, и во мн[огом] пейзаж неузнаваем вовсе. Подклеты страшно понадобились и старые жел[езные] ставни вместе». Так сообщал И.Э. Грабарю о маскировке фасада и крыши Галереи профессор- реставратор С.А. Торопов.

В декабре 1942 года в Новосибирск командировали Степана Сергеевича Чуракова, как специалиста высокой квалификации, в помощь Е.В. Кудрявцеву и К.А. Федорову для сложнейшей реставрации страшно изуродованного, вывезенного в последнюю минуту полотна «Севастопольской панорамы» Ф.А. Рубо. Ежедневные наблюдения за многотысячным собранием уникальных фондов дали новый материал в разработке проблемы реставрации и длительной консервации различных произведений искусства - от папирусов, восточных масок, древнерусских икон до современной живописи, графики и скульптуры.

17 мая 1945 года состоялось торжественное открытие Государственной Третьяковской галереи с вернувшимися экспонатами!

По окончанию войны были проведены многочисленные восстановительные и реставрационные работы многих архитектурных памятников нашей страны.

И подводя итог, я хочу призвать Вас, студенты-реставраторы, давайте с гордостью скажем «СПАСИБО!» реставраторам и музейным сотрудникам военного и послевоенного времени сохранившим и восстановившим!

Коновалова Ю.Н.

Источник: https://vk.com/club34863090?w=wall-34863090_2545