СПРОСИ У КАНДИДАТА НАУК
Блог Елены Филатовой, кандидата технических наук👩🎓🧪🧪🧪
❄❄❄Зима недаром злится, как писал классик, и обещает нам еще немного гололеда на прощанье.
Переобувать автомобиль 🚘рано, друзья. 😉Но если вы решили воспользоваться скидками, экономные вы мои, я приготовила нам несколько полезных лайф-хаков по выбору самого надежного варианта.
☝Конечно же – опираясь на науку.
👍Самые опытные и подкованные эксперты – эксперты ВГУИТ. Уже не поспоришь.
На этот раз консультировать нас с вами будет заведующая кафедрой технологии органических соединений, переработки полимеров и техносферной безопасности, доктор технических наук Ольга Карманова.
Шина – это сложнейшее устройство, которое обеспечивает нашу безопасность на дороге, комфортабельность езды, хорошие эксплуатационные показатели автомобиля. Сейчас, как говорится, время высоких скоростей, поэтому качество нашей езды на дороге в любой сезон напрямую зависит от качества этих самых шин, конечно, при исправности самого автомобиля.
ИЗ ЧЕГО ЖЕ СОСТОИТ ШИНА? КАК ПРОИЗВОДЯТ ШИНЫ?
🧐Заметим, что шина состоит из отдельных частей, каждая из которой разрабатывается и изготавливается отдельным технологическим циклом. Затем все составляющие собираются воедино, совулканизоваваются (особый технологический процесс взаимодействия каучуков с вулканизующим агентом, при этом происходит сшивание молекул каучука в единую пространственную сетку) для повышения прочностных характеристик, твердости, эластичности и т.д. У каждой детали этой с виду простой конструкции свое особое назначение.
🔺️При проектировании шин производитель следует «правилу треугольника», сторонами которого можно представить показатели истирания, сопротивления качения и сцепления с дорогой. Улучшая один из показателей, невольно изменяется другой показатель, а готовая шина, в данном случае, уникальна по своим характеристикам, зависящим от технологии, условий эксплуатации и предпочтений потребителя.
🔝Относительно новыми на рынке шин сейчас являются самозатягивающиеся. Бывают зимние и летние. На внутреннюю поверхность гермослоя бескамерных шин вводят специальный состав, при проколе этот состав проникает в место поражения и, даже без монтажа, затягивает повреждение. Таким образом автомобиль 🚘🚘🚘способен проехать примерно 150 км без потери качества езды.
ЧТО ИНТЕРЕСУЕТ РЯДОВОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ВЫБОРЕ РЕЗИНЫ НА СВОЙ АВТОМОБИЛЬ?
🤫Ответ прост – это рисунок протектора. Особый элемент шины (покрышки) колеса, предназначенный для защиты внутренней части шины от проколов и повреждений, а также для формирования оптимального пятна контакта шин.
По нему и классифицируют резину на летнюю, зимнюю и всесезонную.
Сама же резина, из которой изготавливают протектор, очень чувствительна к перепаду температур.
🏭Каждая компания – производитель шин учитывает это и имеет свои собственные технологии и патенты по разработке рисунков протектора. Современные рисунки протектора очень сложные, бывают направленные, ненаправленные, от них напрямую зависит сцепление с дорогой.
❓Наши дедушки ездили, а некоторые, что греха таить, и до сих пор ездят на летней резине круглый год.
ПОЧЕМУ НЕ БЫЛО НЕОБХОДИМОСТИ МЕНЯТЬ КОЛЕСА ПО СЕЗОНУ?
А дело только в том, что значения средних скоростей лет 50 назад были не такие высокие. И покрышки выдерживали такую эксплуатацию. Зато страдал протектор, ибо изнашивался очень быстро, в среднем за сезон.
ЕСТЬ ЛИ УНИВЕРСАЛЬНАЯ РЕЗИНА ДЛЯ ЗИМЫ? КАК ВЕДУТ СЕБЯ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЗИМНИХ ШИН НА ГОЛОЛЕДЕ/ ЧТО ЛУЧШЕ ПРИ СНЕЖНОЙ «КАШЕ»? КАК НАЙТИ ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЗИМЫ?
Все мы знаем, как классифицируются зимние шины.
Бывают шипованные – внутри примерно 80 – 150 металлических шипов. Для их правильной и безопасной эксплуатации необходимо пройти не менее 500 км обкатки. Это нужно для установки правильного положения каждого шипа, причем во время обкатки нельзя применять резкое торможение и резкий разгон. Такие шины уже считаются безопасными для эксплуатации в зимний период. Но, как только температура за бортом достигнет + 5 градусов Цельсия, то они начинают размягчаться, в результате чего шипы могут начать выпадать, а при неправильном вождении выпадают постоянно.
Но производитель нашел альтернативу шипам и предложил «липучку». На рисунке протектора такой шины видна так называемая «ламелия», это наклонные зигзагообразные канавки. Ламелия лучше очищается от грязи при эксплуатации, по весу эти шины легче.
Есть еще и всесезонные, - нечто среднее между зимними и летними. Они имеют низкий протектор, как у летних шин и ярко выраженный рисунок протектора с канавками ламелий, как у зимних. Они дешевле зимних шин, не нужно их каждый сезон менять, менее шумные. Но совершенно не подходят для эксплуатации по снегу, льду, не рассчитаны на высокие перепады температур. Зимой по хорошей очищенной дороге на таких можно прокатиться при температуре за бортом до - 7ºС.
➡️Поэтому универсального решения в этом вопросе нет. Какую резину поставить зависит от условий эксплуатации.
❄❄❄По заснеженной дороге, гололеду, в условиях загородной жизни лучше отдать предпочтение шипам. Они легче вгрызаются в лед, эффективно прорубают снег до асфальта.
🏙Для городской жизни и езде по очищенным от снега и льда улочкам, советуем «липучку». Эти шины неплохо преодолевают препятствия из снежной «каши», а строение протектора позволяет легко избавляться от налипшего снега и лишней влаги.
КАК ЧИТАТЬ МАРКИРОВКУ ШИН? ЧТО ТАМ УКАЗЫВАЮТ?
Собрались в автомагазине потратиться? Важно определиться с выбором производителя, почитать отзывы и узнать о самых продаваемых образцах.
☝Лучше остановиться на известных брендах, давно представленных на рынке, но и это не гарантия того, что эти шины вам подходят. Покажет все эксплуатация и ваши собственные ощущения от езды.
❗Должно быть указано, что это бескамерная шина. Для направленных рисунков протектора важно правильно производить монтаж шин. На шине будет нарисована стрелочка, показывающая это направление. Соблюдая правильное направление, мы обеспечиваем хорошее сцепление с дорогой, качественное самоочищение. Маркировка должна содержать сведения о производителе, размер.
🤫Как обещают некоторые производители, - повышенную безопасность обеспечит низкопрофильная резина. Ее маркировка отличается от маркировки стандартной, а отношение высоты профиля шины к ширине меньше 55 %. Такая резина обеспечивает более высокие тормозные качества машины за счет уменьшения высоты профиля. Для увеличения площади контакта шин с дорогой увеличена ширина, в результате чего улучшается сцепление.
КАК ИЗНАШИВАЕТСЯ ШИНА? КАК ПЕРЕРАБАТЫВАЮТ ИЗНОШЕННЫЕ ШИНЫ?
Во время эксплуатации любой шины происходит изнашивание протектора – самой резиновой части.
Остальные части шины в настоящее время трудно перерабатывать🚫, такие технологии есть, но их крайне мало.
🔝Поэтому основная цель производителя шин для авто – это максимально увеличить срок эксплуатации.
На рынке появилось понятие «зеленая шина», со сниженным содержанием сажи, а также шины, способствующие снижению выброса углекислого газа в атмосферу.
☝Например, на кафедре Технологии органических соединений, переработки полимеров и техносферной безопасности ВГУИТ активно развивают направление по производству экологичных шин.
✅ Есть работы, посвященные разработке полимеров для протектных шин, которые обеспечивают лучшее сцепление на мокрой дороге, значительно экономят топливо, а также снижают выброс газов в атмосферу.
#вгуит #явтехноложке #ялюблювгуит
Источник: https://vk.com/vsuet_official?w=wall-61666189_11229