Онлайн-викторина «Что? Где? Когда?» на кафедре русского языка прошла 4 сентября.
Игра, по утверждению философа Йохана Хейзинги, является универсальным видом деятельности человека. Она призвана и увлечь, и развлечь; это процесс самопознания (своих сил и способностей), и выплеск энергии (игра протекает в условиях повышенной физической, интеллектуальной и эмоциональной активности), это и упражнение во взаимодействии с другими людьми в различных социальных ролях, осуществляемое, в том числе, с помощью языка (что важно для преподавания РКИ).
4 сентября, в день 45-летия известной телевикторины «Что? Где? Когда?», на кафедре русского языка в рамках проведения внеурочных занятий, преподаватели провели онлайн-викторину «Что? Где? Когда?». Все желающие, разбившись на пары, смогли принять участие в онлайн-викторине «Что? Где? Когда?».
Выбор популярной игры «Что? Где? Когда?» для проведения внеурочного занятия с иностранными слушателями не случаен. В процессе игры, направленной на совершенствование коммуникативной компетенции, сформированные пары слушателей должны были говорить, по-русски обсуждая поставленные онлайн-вопросы и давая ответы на них. Вопросы для игры охватывали разнообразные темы и носили страноведческий, культурно-исторический характер — о городах России, о русских праздниках, об известных личностях и т.д. Тематика игры соответствовала уровню владения языком слушателей, участвующих в мероприятии.
Проведению игры «Что? Где? Когда?» в учебных целях предшествовала большая подготовительная работа. Во-первых, был активизирован лексический материал по теме «Игра»: это существительные-названия игр (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон, хоккей, лото, домино, шахматы, шашки, бильярд и т.д.) и прилагательные для обозначения видов игр (настольные, уличные, спортивные, командные, карточные, компьютерные, интеллектуальные и т.д). Был закреплён навык употребления конструкций «играть (на чем?) + Тв.п.», «играть (во что?) + Вин.п.», «играть (где?) + Предл.п.»; было отработано употребление глагола играть с различными приставками (сыграть — поиграть — выигрывать / выиграть — проигрывать / проиграть — разыграться — доигрывать / доиграть — переигрывать / переиграть).
Слушателей познакомили с синонимичными выражениями (одержать победу = выиграть; потерпеть поражение = проиграть).
Для знакомства с историей известной в России телевикторины «Что? Где? Когда?» была введена новая лексика, непосредственно относящаяся к викторине (знаток, телезритель, болельщик, болеть, сектор, волчок, захватывающий, круг, круглый, обсуждать/обсудить, обсуждение, задавать/задать, море времени, океан информации, приз и т.д.).
Также были активизированы навыки использования сложноподчиненных предложений с союзным словом который (Знатоки — это люди, у которых отличная память, которые прекрасно образованны и могут быстро найти ответ на самый неожиданный, нестандартный, трудный вопрос. На столе лежат конверты, в которых находятся вопросы телезрителей.) Для формирования у иностранных слушателей представления о телеигре им были показаны несколько ключевых фрагментов телеигры, где были представлены основные этапы и атрибуты викторины.
Прошедшее мероприятие позволило иностранным слушателям не только пополнить свой лексический запас, но и проявить свои творческие способности, эрудицию, продемонстрировать уже приобретенные знания, повысить мотивацию к изучению русского языка как способу постижения русской культуры.