18 августа на федеральной площадке компании «Юрайт» выступила с лекцией на тему «Технологии формирования эмоционально-ценностного компонента при обучении студентов вуза» проректор по образовательной и профориентационной деятельности НГЛУ кандидат филологических наук, доцент Римма Иванова.
В своей лекции она обратилась к очень важной теме: формированию компетенций на основе лингводидактической модели с использованием эмоционально-оценочного компонента, поскольку ценностный аспект является ведущим компонентом иноязычного образования. ЭЦК способствует пониманию особенностей выражения эмоционального и ценностного конституэнтов, их адекватному восприятию и интерпретации представителями другой лингвокультуры, что имеет большое значение для успешной кросс-культурной коммуникации. Реализация ЭЦК происходит посредством включения в учебный процесс эмоционально-окрашенных текстов, и, прежде всего, текстов художественной литературы. Художественные тексты становятся единицами реализации ЭЦК через ценностно-смысловую рефлексию обучающихся, потому что речевой материал способствует систематизации знаний о ценностях и эмоциях, что вызывает у студентов потребность овладеть способами эмоционального выражения на родном и иностранном языке. Такие тексты позволяют обучающимся выражать свое мнение, свое понимание, давать оценку прочитанному и — как самый высокий уровень развития — вести диалог, сравнивая компоненты языкового и культурного феноменов с родной культурой и с культурой изучаемого или изучаемых иностранных языков.
К технологиям формирования необходимых учебных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций относятся следующие технологии:
1) технология моделирования текста, 2) технология структурирования, 3) технология аналогии, 4) технология сравнения, 5) технология интерпретации, 6) технология поиска, 7) технология постановки проблемы исследования.
Формирование компетенций происходит постепенно на следующих этапах: репродуктивном, поисково-творческом, интерпретирующем и проблемном. Каждый этап предполагает определённый набор оценочных средств, к числу которых относятся: разноуровневые задания ознакомительного, репродуктивного и продуктивного характера, творческие задания, кейс- задачи и комплексные задания проблемного характера с включением ЭЦК.
Как свидетельствует проведенное исследование, эмоционально-оценочный компонент играет основную роль в реализации функции языка как орудия культуры и является средством формирования полилингвальной личности.