Второй волжский Кулибин или бережливые технологии XIX века

Второй волжский Кулибин или бережливые технологии XIX века

Второй волжский Кулибин или бережливые технологии XIX века

12 ноября в Волжском государственном университете водного транспорта отметили 170 лет со дня рождения изобретателя и судостроителя Василия Калашникова.

Во время встречи были представлены уникальные музейные документы и награды изобретателя, состоялась встреча с его потомками. В роли слушателей выступили курсанты старейшего речного училища России – НРУ им. И.П. Кулибина – будущие механики, работники морского и речного флота.

Человек, увлеченный конструированием, который проектировал машины один, одному ему известными приемами, внедрял их в производство и прокладывал им широкую дорогу в жизнь – таким предстал второй нижегородский Кулибин перед собравшимися сотрудниками ведущего транспортного вуза Поволжья и курсантами речного училища.

Нижегородские и бельгийские потомки изобретателя, работающие ныне в инженерной сфере и программировании были очень рады посетить эту встречу и убедиться, что достижения их талантливого предка служат примером для будущих работников сферы морского и речного транспорта.

Этот момент особенно подчеркнули в своих выступлениях ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичев и начальник НРУ им. И.П. Кулибина Денис Костюничев.

- Именно речной транспорт через изобретения Василия Калашникова широко продвинул вперед экономику нашей страны, так как паровые машины использовались не только на флоте, но и на железной дороге, в промышленности, - рассказал потомок изобретателя Илья Калашников. – Являясь от природы скромным человеком, он всегда думал об интересах дела, предвосхитив популярный сегодня подход «бережливых технологий» и «бережливого производства».

В 23 года Василий построил на заводе Курбатова свой первый пароход с машиной двойного расширения, получивший название «Истобенец», позже переименованный в «Арзамас».

Затем Калашников быстро стал известен как один из талантливых русских деятелей в области техники. Официально диплома у него не было. Со свойственным ему остроумием, он говорил, что диплом у человека должен быть не в кармане, а в голове.

В 1877 г. крупный русский предприниматель В.И. Рагозин начал строительство первого в мире завода по производству нефтяных смазочных масел. Производство требовало новых машин и аппаратов, аналогов в мире не было. Именно Калашников решает эту серьёзную техническую задачу: создает оригинальный нагреватель пара, воздуходувную машину для смешивания струями воздуха масел, обрабатываемых серной кислотой. Суть новаторства Калашникова состояла в том, что он приступил сначала не к постройке новых, а к перестройке действующих паровых машин на волжских пароходах и проявил себя как талантливый конструктор и бережливый человек.

В.И. Калашников посвящает свою жизнь борьбе за новое для развития русского речного флота. Работая на заводе Курбатова стал активно заниматься усовершенствованием пароходов и его девизом стало следующее изречение «Деньги в трубу пускать с дымом не следует»! В 1872 г. В.И. Калашников на пароходе «Работник» изменяет способ расширения - вместо обыкновенного расширения в одном цилиндре он применил каскадное, т.е. двойное и многократное расширение. До переделки пароход сжигал около 1100 пудов нефтяных остатков в сутки, после же переделки - 550 пудов в сутки.

Старые паровые машины низкого давления, применявшиеся на волжских пароходах, устарели и изобретатель работал над созданием качественно новых паровых машин. С чем он успешно справился, внедрив в судостроение компаунд машины своего производства с многократным расширением пара.

Переделка старых машин привело к экономии расхода топлива, тем самым стимулировав развитие судоходства региона. В 80-е годы XIX века, когда Калашников работал главным механиком Курбатовского завода, на Волге насчитывалось уже 776 паровых судов. Через 7 лет эта цифра возросла на 320 единиц. В 1893 г. в одном из отчётов отмечалось: «Значение волжского судового флота по размерам нет равного ни на одной реке в мире, это известно каждому».

В 1879 г. тридцатилетний В.И.Калашников, не имевший диплома, получил общее признание как один из передовых русских инженеров, работавших тогда на Волге, был избран председателем Нижегородского отделения Русского технического общества. Сейчас насчитывается порядка 70 потомков, которым В.И.Калашников передал гены своего таланта, среди них кандидаты и доктора наук, ученые и профессора, военные, врачи, химики, строители.

Как рассказала организатор мероприятия директор музея речного флота ВГУВТ Галина Абаева, в 1880 году в Нижнем Новгороде создалось чрезвычайно тяжелое положение с водоснабжением. Для создания водопровода деятели города пригласили англичан. Однако пуск водопровода не состоялся. Городская дума вынуждена был признать неудовлетворительность иностранных машин и котлов. Тогда за дело взялся Калашников, и работа была выполнена в предельно короткий срок. Водопровод был пущен 14 октября 1880 г. Общая длина водопроводных сетей составила около 27 км. В 1896 году протяженность водопроводных сетей увеличилась на 15 км. Добавились линии специального противопожарного водопровода. К 1915 году водопроводная сеть города разрослась до 56,7 км. Калашниковская водонапорная установка работала безотказно до 1926 года. Оборудование талантливого механика сорок шесть лет снабжало водой крупнейший город на Волге. Это была блестящая победа русской техники.

Егор Гладышев, начальник отдела по связям с общественностью. Фото Павел Бурнос

Источник: https://vk.com/vsuwt?w=wall-57408328_4156