👍🏻 Ученые #ОмГПУ получили поддержку более 3 млн рублей на фундаментальные научные исследования
Проект «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» будет реализован в текущем году по заказу Министерства просвещения РФ.
В настоящее время в России происходит модернизация системы образования, ориентированная на вхождение в мировое образовательное пространство, реагирующее на вызовы времени. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение международных образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве приоритетной задачи общего образования.
«Парадоксально, но факт: наши современники являются чрезвычайно грамотными по сравнению, например, с жителями XV, XVII или даже XIX века (буквально любой встретившийся нам на улице взрослый умеет читать и писать, способен высчитать скидку в 10 %, знает, что H2O – это вода, что земля круглая и т.п., – ничего подобного не знали и не умели наши не такие уж далекие предки, ведь образование было уделом очень немногих), при этом наши современники, читая или слушая тексты, могут по-настоящему не понимать их смысл. Если это художественная литература, кажется, что это еще полбеды, но ведь нас окружают тексты, от которых зависит наше поведение и даже жизнь: планы эвакуаций, законы, уставы, распоряжения начальников, инструкции к электроприборам, политические и экономические новости, текст на экране банкомата или на сайте интернет-магазина и многое другое. Неумение понять подобные тексты и как-то соотнести с прочитанным свои действия – это функциональная неграмотность, признаваемая в развитых странах серьезной социокультурной проблемой нашего времени», – рассказала руководитель проекта, заведующая кафедрой русского языка и лингводидактики, доктор филологических наук Наталья Дмитриевна Федяева.
Проблема функциональной безграмотности не может быть решена в рамках одной науки, это междисциплинарная задача. В проекте ОмГПУ объединены силы филологов и педагогов, в большой коллектив входят преподаватели нескольких кафедр головного вуза и филиала ОмГПУ в г. Таре.
«Для формирования у школьников функциональной грамотности нужна постоянная, последовательная, комплексная работа с текстом, организовать которую должны далеко не только учителя русского языка и литературы. Задача школы заключается в обеспечении активного взаимодействия учеников и практически любых текстов, функционирующих в пространстве учебного заведения. Школа, готовящая ребенка ко взрослому миру, должна научить и тому, как жить в мире текстов», – отметила Наталья Дмитриевна.
Накануне проект прошел экспертизу РАН и рекомендован к реализации. Ученые ОмГПУ по итогу научных исследований создадут единую концепцию по изучению функциональной грамотности, издадут несколько статей и монографий и выступят с докладами на конференциях.
#педагогическийуниверситет #омскийпедагогический #ОмГПУ_новости