Интервью Елены Сергеевны Асмаковец, заведующей кафедрой социальной работы, педагогики и психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Вот уже почти три месяца студенты и преподаватели общаются в новом для себя формате – обучение, равно как и получение зачетов, сдача экзаменов, и даже защиты выпускных работ переведены в дистанционную форму. О плюсах и минусах дистанционного обучения рассуждает заведующей кафедрой социальной работы, педагогики и психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Елена Асмаковец:
В современном информационном обществе на смену классическому высшему образованию приходит обучение с применением информационных технологий. Нравится нам это или нет, но интернет прочно вошел в нашу жизнь, а с ним – и дистанционное обучение.
Учебные заведения различного уровня и в России, и за рубежом в той или иной степени используют технологии дистанционного обучения.
С чем связывают специалисты потенциальный успех такого способа получения знаний?
Средний возраст потенциальных студентов вуза – 18-35 лет. Это самые активные интернет-пользователи, наиболее открытые для удаленного формата обучения. Молодое поколение лояльно к подаче информации дистанционно – подтверждением этого служит, например, статистика прироста подписчиков образовательных каналов в Интернете.
Что же такое дистанционное обучение? Это форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основная особенность дистанционного обучения – интенсивная и целенаправленная самостоятельная работа студента.
Мнения специалистов о необходимости практики такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные.
С одной стороны, как отмечают сторонники дистанционного обучения, оно дает возможность учиться в ведущих университетах мира, не выходя из дома; экономить деньги на перелеты и проживание в другом городе или стране; некоторые онлайн-программы дешевле своих традиционных аналогов; студенты имеют возможность самостоятельно выстраивать процесс обучения, заниматься в удобном месте и по индивидуальному графику, можно учиться без отрыва от работы.
Дистанционное образование идеально подходит для тех, кто по состоянию здоровья или в силу других жизненных обстоятельств не может себе позволить уехать на учебу в другой город или выходить из дома.
НО… это при условии, что методическое обеспечение при дистанционном образовании качественное, что связано с большими материальными затратами вуза: техническое оснащение, программно-технические средства, подготовка специальных кадров и т.д.
И даже если будет выполнено это условие, полный переход на дистанционное обучение имеет свои недостатки, большинство из которых невозможно «свести к нулю».
Для успешного обучения, помимо хорошего технического и программного обеспечения, необходим постоянный хороший доступ к интернету, технические сбои могут вызвать стресс и разочарование, как у студентов, так и у преподавателей.
Не все профессии подходят для такого вида образования. Думаю, вряд ли кто-то из нас согласится пойти к врачу, получавшему образование дистанционно.
Некоторые предметы невозможно изучать дистанционно, они требуют регулярного доступа к специализированному оборудованию, лабораториям, например, в сфере машиностроения, естественных наук, медицины.
Несмотря на возможность общения с преподавателями (хотя, к сожалению, «живого» общения не будет), контакт с ними будет ограничен, не всегда можно сразу получать обратную связь.
При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, у него есть возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным.
К тому же, для того чтобы учиться дистанционно, необходимы самодисциплина, самоконтроль и большая мотивация. В рамках дистанционного образования доля мотивации и контроля резко ослабевает. По большому счету, студенты предоставлены сами себе. Преподаватель направляет, объясняет, мотивирует, контролирует (посредством промежуточных и итоговых проверочных мероприятий или же домашних работ с последующим разбором ошибок), но навыками или знаниями студенты овладевают сами.
Одно дело, когда дистанционное образование получают люди, уже имеющие довольно значительный жизненный опыт и точно знающие, что им нужно, другое же – будущие бакалавры, вчерашние школьники. Во-первых, они еще не отвыкли от школьной системы подачи знаний, в чем на самом деле больше хорошего, чем плохого, во-вторых, даже самые сознательные студенты вплоть до четвертого курса не так уж хорошо понимают, чем будут заниматься в жизни и что конкретно им нужно от образования. Поэтому контроль и работа в тесном контакте с преподавателем на данном этапе высшего образования просто необходимы.
Таким образом, дистанционное обучение имеет как весомые преимущества, так и недостатки. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.