В.А. Сухомлинский говорил: «Красота - это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание моря под горизонтом. Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем сердце расцветет благородство».
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» 3 апреля 2019 г. провел городское методическое объединение по теме: «Развитие творческих способностей обучающихся как одно из приоритетных направлений педагогической деятельности в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве в условиях УДО».
В работе методического объединения приняли участие педагоги дополнительного образования г. Оренбурга.
В рамках мероприятия Лупандиной Еленой Александровной, старшим преподавателем кафедры художественно-эстетического воспитания ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», был освещен вопрос «Теория и практика развития творческих способностей учащихся в декоративно-прикладных видах творчества».
Продуктом современного образования должна стать личность, обладающая индивидуальностью; личность, стремящаяся к самообразованию, способная работать над собой, организовать собственную творческую деятельность с учетом меняющихся условий жизни, требований и ожиданий общества. Творческая личность, которая может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать его прогрессу. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить как о художественных творческих способностях, так и о творческих способностях вообще.
Творческие способности заложены в каждом человеке и проявляются по-разному. Согласно психоаналитической теории творчества З.Фрейда, возникшей в начале XX в., творческие способности рассматриваются как индивидуальные врожденные характеристики, включенные в структуру Эго.
Теоретические исследования по проблеме формирования творческих способностей нашли отражение в трудах отечественных психологов и ученых Л.С.Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, В.А. Крутецкого, Е.П. Ильина, В.Н. Дружинина, А.Г. Ковалева, в которых определена сущность понятия «способности», их социальная обусловленность, проявления и развитие в конкретных видах деятельности.
Критерии и методики, определяющие уровень развития творческих способностей детей разработаны Дж. Гилфордом, Э.П. Торренсом, Н.В. Шайдуровой, Т.Г. Богдановым, Л.М.Фридман.
Для успешного развития творческих способностей детей необходимо создать соответствующие условия, определить уровни их развития, выделить этапы конкретного вида творческой деятельности:
-раннее начало занятий;
– погружение ребёнка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нём то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиться;
– максимальное напряжение сил, что отвечает сущности творчества. Чем чаще и выше человек поднимает планку своих возможностей, тем быстрее будут развиваться его способности;
– предоставленная ребёнку свобода действий: свобода выбора, чем ему заниматься, как осуществлять ту или иную деятельность, как долго ею заниматься;
– помощь ребёнку со стороны взрослых; которая должна быть тактичной, умной, ненавязчивой, то есть должна носить косвенный характер. «Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать, думать за него, когда он сам в данный момент может думать»
Актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования является дополнительное образование детей, направленное на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организации их свободного времени
Проблема развития творческих способностей у учащихся в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).
Идеи, методики, педагогические технологии, высказанные и апробированные в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе и программы по декоративно-прикладному искусству, вошли в практику и значительно обогатили жизнь общеобразовательной школы.
Е.А. Лупандина