Фирму в Швеции по робототехнике создала выпускница ОГУ Елена Щёдин
Существует много разных стереотипов о причинах успеха в жизни. Но есть красивые примеры из реальности, когда человек делает себя сам. Своим умом и упорством создает, например, международный бизнес. Без каких-либо протекций идет ранее не хоженой тропой, определяя вектор развития инновационных технологий.
— В России есть достаточно хорошие производители робототехники, — рассказывает по телефону Елена, — достойные продукты на рынке. Осенью высший премьер-министр Швеции даже выступал на сцене с российским роботом.
Елена Щёдин (Добычина) родилась в Оренбурге. Девушка закончила 76 школу областного центра и в 2002 году поступила на экономический факультет Оренбургского государственного университета. Училась на «хорошо» и «отлично», была членом международного клуба «Сертома» в ОГУ, с которым побывала в Америке.
Теперь Елена с теплом вспоминает многих своих оренбургских наставников, которые дали ей путевку в большую жизнь. Это преподаватели мировой экономики, сотрудники отдела развития международных программ и проектов ОГУ, а также заведующие кафедрами Виктория Боброва, Ирина Болодурина, Аида Кирьякова и другие.
— Вы занимались с репетиторами, или в принципе университетских знаний было достаточно?
— Университет дает очень хорошие знания по профильным дисциплинам. Репетитор же по английскому у меня был еще со школьных времен. Но я честно скажу, несмотря на то, что всю жизнь занималась с репетитором, англоязычная среда дает настоящую свободу в общении. И в начале было тяжело переключиться на полностью англоязычное обучение.
На старших курсах ОГУ Елена по программе двойного диплома параллельно училась в Дании. Проходила там практику, а затем была приглашена на работу в одну из Европейских фирм. Осенью 2009 переехала в Швецию. В международной компании отвечала за рынки России, Украины, Прибалтики и Финляндии. Затем ее повысили в должности до директора по маркетингу и продуктам. В зону ответственности включили стратегические вопросы вывода продуктов на рынки всего мира, ценообразование, маркетинговую кампанию в целом.
— Интересно, а на каком языке вы думаете сейчас?
— Чаще на английском. Но в Швеции я по работе часто говорю на шведском и думаю на нем. Вот сейчас с вами говорю на русском, я думаю на русском. Переключилась. Какие-то слова все равно, наверное, будут сначала приходить в голову на английском. На нем проще всего общаться.
Работа у Елены была не просто ответственная, но связанная с постоянными командировками и разъездами. Одновременно хотелось больше времени уделять воспитанию двух сыновей, которые к тому моменту уже родились в семье Щёдин. Сегодня одному сыну пять с половиной, другому семь с половиной лет.
— Сыновья про Россию уже мало знают?
— Напротив, очень много. До коронавируса мы часто ездили в Россию. Они со мной говорят на русском, мы ходим дополнительно по воскресеньям в русскую школу, с родственниками общаемся. Кстати, что касается школы, я думаю, что в России намного лучше подготавливают детей к студенчеству. То есть в школах дают больше знаний. Но чему наша русская школа не учит, и это я сейчас говорю про школу, а не про университет, это, допустим, работе в группе, креативномуи критическому мышлению. Здесь ученик всегда может высказать свое мнение. И сказать: «А почему так? Я с вами не согласен». У нас в России это не всегда приветствуется. Идеальным вариантом было бы совместить сильные стороны скандинавской и российских школ. Что касается университетов, опять-таки я думаю, что у нас основные базисные знания дают достаточно хорошие. Я вот училась в Дании, потом в Швеции, сейчас учусь в Англии. И здесь в основном идет одна практика. Какой-то теоретический материал начитывается и обсуждается студентами. Но все экзаменационные работы и финальные проекты основаны на конкретной практике. И это я считаю очень хорошим моментом, потому что когда выходишь из университета, есть представление о том, как это все применять в жизни.
Полтора года назад у Елены Щёдин окончательно созрело решение открыть в Швеции свою международную фирму, которая будет заниматься инновационными продуктами — робототехникой.
— Мы помогаем компаниям найти роботов, которые усовершенствуют бизнес-процессы, — говорит Елена, — работаем с крупнейшими производителями, включая, кстати, и русских.
Еще с 1 января 2021 региональное правительство (landsdelar) поручило Елене проект по созданию кластера автономных транспортных средств (АТС). Это вид транспорта, основанный на автономной системе управления — без водителя при помощи оптических датчиков, радиолокации и компьютерных алгоритмов, как, например, первый в мире автономный грузовик от шведской компании «Einride». Проект призван стать испытательной площадкой и платформой, объединяющей как местных, так и внешних поставщиков решений для АТС, давая им возможность совместно создавать и тестировать свои решения в реальных условиях. Основная цель проекта — это поддержать развитие компаний в этой области и сделать инфраструктуру региона безопасной, экологичной и умной.
— Было бы очень интересно со временем расширить возможности для нынешних студентов из ОГУ, потому что всегда хочется как-то помогать родному университету. Но самое главное, что я хочу сказать, чтобы чего-то в жизни добиться, нужно упорство и цель. Надо идти вперед, несмотря ни на что. Думаю, что шанс интересно организовать свою жизнь есть у всех.
Источник: https://vk.com/orenburg_university?w=wall-37409291_15011