Новый национальный проект «Образование» ждет предложений Российского союза ректоров
Ректор ОГУ, председатель регионального совета ректоров Жанна Ермакова 18 июля приняла участие в заседании Российского союза ректоров, который прошел в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ им. Ломоносова.
В заседании приняли участие заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, министр науки и высшего образования Михаил Котюков, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев, председатель комитета Государственной думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, председатели советов ректоров республик и областей, руководители крупнейших вузов страны. Больше всего внимания собравшиеся уделили обсуждению хода выполнения указа президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года и решений XI съезда Российского союза ректоров (РСР).
Выступившая по этому вопросу заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова проинформировала ректорское сообщество о подготовке национального проекта «Образование». На его реализацию только из федерального бюджета будет направлено порядка 674 миллиардов рублей. При этом они будут распределены между всеми задачами, обозначенными в указе. Начатые в прошлом году программы также станут «составной частью приоритетного национального проекта».
Татьяна Голикова сообщила, что обсуждение национального проекта «Образование» на уровне правительства запланировано на 13 августа, и предложила ректорам использовать это время для того, чтобы проговорить те или иные моменты и в целом мероприятия проекта.
О потенциале Российского союза ректоров в формировании нового национального проекта говорил председатель РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий: у вузов есть много возможностей внести свой вклад по целому ряду прорывных направлений развития техники и технологий. Это «математическое образование и цифровые технологии», «институт человека», «умное сельское хозяйство», «транспортная инфраструктура» и многое другое.
— В ближайшие годы конкурентоспособность российского образования должна значительно вырасти, — рассказывает Жанна Ермакова. — Этому будут способствовать, в том числе, меры, выработанные образовательным сообществом высшей школы и нашедшие свое отражение в соответствующих документах во исполнение указа президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года. Мы с коллегами прорабатывали предложения по наиболее важным стратегическим направлениям развития региональной высшей школы. Буквально за несколько дней до заседания РСР от имени совета ректоров вузов Оренбургской области мы сформировали и направили в Москву свои предложения. Первое из них — разработать дорожную карту по реализации программы создания научно-образовательных консорциумов российских вузов и научных учреждений (проект «Вернадский») с распределением обязательной квоты участников по регионам России. В ней должны быть обозначены направления консорциумов (отраслевые, образовательные, научные и др.), условия их формирования и выбора выполняющего интегративные функции субъекта, целевые показатели эффективности функционирования, критерии их достижения и ряд других параметров.
— Второе наше предложение Министерству науки и высшего образования РФ: в целях расширения экспорта образовательных услуг осуществлять распределение финансовых ресурсов на расширение сети студенческих кампусов между региональными вузами (особенно расположенными на территории приграничных регионов) с учетом их потенциала привлечения иностранных абитуриентов. И третье — обеспечить государственную грантовую поддержку проектов по созданию на базе отраслевых вузов в регионах научно-внедренческих кластеров, объединяющих образовательные, научные учреждения и ведущих представителей соответствующего реального сектора экономики. Они должны стать основой инфраструктуры по разработке инновационных технологических решений и обеспечения предприятий кадрами, способными реализовать на практике полученные результаты.
— Ректоры российских вузов во время обсуждения вынесенных в повестку дня вопросов поднимали многие проблемы высшего образования страны, — рассказывает Жанна Анатольевна. — Ректор Южно-Уральского государственного университета Александр Шестаков, например, напомнил об отсутствии ясности с базовыми кафедрами: до сих пор их позиции в образовательном процессе до конца не урегулированы. Очень актуальную проблему поднял ректор Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Андрей Фалалеев: из-за конфликтности нормативно-правовых баз федерального и регионального бюджетов у власти нет возможности поддержать тот или иной вуз. Особенно хочу отметить выступление ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, который, как он сам сказал, «стоит на земле» и поэтому взял на себя функцию озвучить не только свои проблемы, но и озабоченность коллег.
— Владимир Литвиненко обрисовал сложную ситуацию, которая сложилась в стране с аккредитацией вузов, — продолжает Жанна Ермакова. — На сегодня это целый мир правил и инструкций, которым правят эксперты, зачастую не являющиеся специалистами в той сфере, которую инспектируют. Часть решений принимается заочно, дистанционно, их обоснованность тоже вызывает вопросы. Я также — за профильность магистратуры, о которой говорил мой коллега. Она к сегодняшнему дню уже должна была приобрести такой характер, но до сих пор филолог может стать магистром экономики, не имея по этой специальности базовых знаний. Это расширяет возможности наших граждан в получении образования, но негативно влияет на его качество. Большинство моих коллег также поддерживают призыв Владимира Литвиненко восстановить инженерное образование — специалитет в полном объеме, перейти на отраслевой принцип подготовки экономистов в промышленности. В общем, у ректоров российских вузов есть надежда, что новый министр науки и высшего образования эти призывы услышал, и есть большое желание внести свой достойный вклад в формирование и исполнение нового национального проекта «Образование».
#ОГУ #Оренбургскийгосударственныйуниверситет #OSU
Источник: https://vk.com/orenburg_university?w=wall-37409291_10832