Новый национальный проект «Образование» ждет предложений Российского союза ректоров

Новый национальный проект «Образование» ждет предложений Российского союза ректоров

Новый национальный проект «Образование» ждет предложений Российского союза ректоров

Ректор ОГУ, председатель регионального совета ректоров Жанна Ермакова 18 июля приняла участие в заседании Российского союза ректоров, который прошел в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ им. Ломоносова.

В заседании приняли участие заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, министр науки и высшего образования Михаил Котюков, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев, председатель комитета Государственной думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, председатели советов ректоров республик и областей, руководители крупнейших вузов страны. Больше всего внимания собравшиеся уделили обсуждению хода выполнения указа президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года и решений XI съезда Российского союза ректоров (РСР).

Выступившая по этому вопросу заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова проинформировала ректорское сообщество о подготовке национального проекта «Образование». На его реализацию только из федерального бюджета будет направлено порядка 674 миллиардов рублей. При этом они будут распределены между всеми задачами, обозначенными в указе. Начатые в прошлом году программы также станут «составной частью приоритетного национального проекта».

Татьяна Голикова сообщила, что обсуждение национального проекта «Образование» на уровне правительства запланировано на 13 августа, и предложила ректорам использовать это время для того, чтобы проговорить те или иные моменты и в целом мероприятия проекта.

О потенциале Российского союза ректоров в формировании нового национального проекта говорил председатель РСР, ректор МГУ Виктор Садовничий: у вузов есть много возможностей внести свой вклад по целому ряду прорывных направлений развития техники и технологий. Это «математическое образование и цифровые технологии», «институт человека», «умное сельское хозяйство», «транспортная инфраструктура» и многое другое.

— В ближайшие годы конкурентоспособность российского образования должна значительно вырасти, — рассказывает Жанна Ермакова. — Этому будут способствовать, в том числе, меры, выработанные образовательным сообществом высшей школы и нашедшие свое отражение в соответствующих документах во исполнение указа президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года. Мы с коллегами прорабатывали предложения по наиболее важным стратегическим направлениям развития региональной высшей школы. Буквально за несколько дней до заседания РСР от имени совета ректоров вузов Оренбургской области мы сформировали и направили в Москву свои предложения. Первое из них — разработать дорожную карту по реализации программы создания научно-образовательных консорциумов российских вузов и научных учреждений (проект «Вернадский») с распределением обязательной квоты участников по регионам России. В ней должны быть обозначены направления консорциумов (отраслевые, образовательные, научные и др.), условия их формирования и выбора выполняющего интегративные функции субъекта, целевые показатели эффективности функционирования, критерии их достижения и ряд других параметров.

— Второе наше предложение Министерству науки и высшего образования РФ: в целях расширения экспорта образовательных услуг осуществлять распределение финансовых ресурсов на расширение сети студенческих кампусов между региональными вузами (особенно расположенными на территории приграничных регионов) с учетом их потенциала привлечения иностранных абитуриентов. И третье — обеспечить государственную грантовую поддержку проектов по созданию на базе отраслевых вузов в регионах научно-внедренческих кластеров, объединяющих образовательные, научные учреждения и ведущих представителей соответствующего реального сектора экономики. Они должны стать основой инфраструктуры по разработке инновационных технологических решений и обеспечения предприятий кадрами, способными реализовать на практике полученные результаты.

— Ректоры российских вузов во время обсуждения вынесенных в повестку дня вопросов поднимали многие проблемы высшего образования страны, — рассказывает Жанна Анатольевна. — Ректор Южно-Уральского государственного университета Александр Шестаков, например, напомнил об отсутствии ясности с базовыми кафедрами: до сих пор их позиции в образовательном процессе до конца не урегулированы. Очень актуальную проблему поднял ректор Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского Андрей Фалалеев: из-за конфликтности нормативно-правовых баз федерального и регионального бюджетов у власти нет возможности поддержать тот или иной вуз. Особенно хочу отметить выступление ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, который, как он сам сказал, «стоит на земле» и поэтому взял на себя функцию озвучить не только свои проблемы, но и озабоченность коллег.

— Владимир Литвиненко обрисовал сложную ситуацию, которая сложилась в стране с аккредитацией вузов, — продолжает Жанна Ермакова. — На сегодня это целый мир правил и инструкций, которым правят эксперты, зачастую не являющиеся специалистами в той сфере, которую инспектируют. Часть решений принимается заочно, дистанционно, их обоснованность тоже вызывает вопросы. Я также — за профильность магистратуры, о которой говорил мой коллега. Она к сегодняшнему дню уже должна была приобрести такой характер, но до сих пор филолог может стать магистром экономики, не имея по этой специальности базовых знаний. Это расширяет возможности наших граждан в получении образования, но негативно влияет на его качество. Большинство моих коллег также поддерживают призыв Владимира Литвиненко восстановить инженерное образование — специалитет в полном объеме, перейти на отраслевой принцип подготовки экономистов в промышленности. В общем, у ректоров российских вузов есть надежда, что новый министр науки и высшего образования эти призывы услышал, и есть большое желание внести свой достойный вклад в формирование и исполнение нового национального проекта «Образование».

#ОГУ #Оренбургскийгосударственныйуниверситет #OSU

Источник: https://vk.com/orenburg_university?w=wall-37409291_10832