Татьяна Ольховая: В образовании мы переходим от монолога к диалогу

Татьяна Ольховая: В образовании мы переходим от монолога к диалогу

Татьяна Ольховая: В образовании мы переходим от монолога к диалогу

В проекте «НеМонолог», созданном кафедрой менеджмента, мы продолжаем знакомить с мыслями проректоров о принципе управления вузом. Сегодня публикуем цитаты из онлайн-трансляции с проректором по учебной деятельности Оренбургского государственного университета — Татьяной Ольховой.

О ценностных ориентирах в «Образовании 3.0»

— «Образование 3.0» — это новая, формирующаяся экосистема современных образовательных взаимодействий в цифровом мире. В современной трансформации образования мы переходим от монолога к диалогу. Но диалог этот ценностно направлен, субъектен и определяет будущее. Мы работаем сейчас с будущим. Это новое для образовательной практики. В основе «Образования 3.0», на мой взгляд, лежат ценности, хотя ряд коллег может сказать, что технологии.

О направлениях изменений в образовании

Можно выделить 3 ключевых трека (направления) нового подхода к образованию. Это технологии, результат и адаптивность. Технологии, как вы видите, идут впереди. Поэтому, необходимо трансформировать вуз.

Результат — это компетентность, дополняемая сейчас такими понятиями как hard skills (жесткие предметные знания, инструменты и технологии) и soft skills (мягкие навыки — социальное мышление, креативность, коммуникативность). Только предметных знаний сейчас недостаточно для успешности.

Адаптивность. Раньше человек адаптировался под ситуацию. А сейчас идет и встречное движение: условия должны быть адаптированы под индивидуальные запросы обучаемого: «Что Вы хотите получить от образования?». Тут нужна конкретика и личностные смыслы.

О роли педагогов в вузе

Преподавателю необходимо поменять смысловые доминанты взаимодействия. Уже лет 20 назад университетский преподаватель утратил монополию на знания. Преподаватель должен ставить вопросы и совместно со студентом искать ответы на них. Необходимо перейти от «Я — единственный источник знаний» до «Я — союзник, соратник, помогающий решать проблемы». Это профессиональный выбор преподавателя — каким ему быть: говорящей головой или соратником. Если мы сможем трансформироваться, то не будем заменены на онлайн-курсы. Динамика трансформации преподавателей уже видна.

О книге, оставившей сильное впечатление

— Советую студентам читать больше. Новости, художественные и профессионально-ориентированные книги. Я сейчас читаю книгу Нассима Николаса Талеба «Рискуя собственной шкурой». Она меня удивила. Я не могу сказать, что согласна со всеми идеями, но рекомендую познакомиться с ней. Это книга о неопределенности в нашей жизни. Затрагиваются вопросы честности, справедливости, ответственности.

Источник: https://vk.com/orenburg_university?w=wall-37409291_14479