ГЕНИАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ: ОТМЕЧАЕМ 110-ЛЕТИЕ М.Л. МИЛЯ
По ущельям и вершинам с винтокрылою машиной
Пишем то ли сказку, то ли быль.
Вместе с ней по небу ходим, мы друг друга не подводим.
И спасибо Вам, товарищ Миль!
Н. Анисимов
22 ноября всё авиационное сообщество отмечает 110-летие со дня рождения знаменитого выпускника нашего вуза - выдающегося советского авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля, которого по праву называют «Да Винчи из СССР».
Именно благодаря гению М.Л. Миля наша страна приобрела статус вертолетной державы. Первым вертолетом, пригодным для практического применения в СССР, стал Ми-1. С него началась история, которая продолжается до сих пор и делает имя конструктора бессмертным.
Рождённого в Иркутске и уже в детстве заболевшего авиамоделированием, молодого Миля судьба привела в стены Донского политехнического института. В 1928 году он поступил на механический факультет ДПИ на авиационную специальность. Учёба в Новочеркасске стала для Михаила Миля поистине судьбоносной. Здесь ему удалось получить великолепное авиационное образование. Лекции по аэродинамике будущему вертолётостроителю читал конструктор первых в мире судов на воздушной подушке Владимир Израилевич Левков, чьи идеи и наработки послужили основой для создания в нашей стране быстроходных пассажирских судов такого типа. Здесь же, в Новочеркасске, М.Л. Миль встретил свою будущую жену Панну Руденко, с которой прожил всю оставшуюся жизнь.
Все свободное от учёбы время молодой Миль посвящал авиамоделизму. В 1929 году он был назначен начальником бригады аэродинамиков в Донском политехническом институте. Потомкам осталась история, свидетельствующая о том, что работа группы энтузиастов под руководством Миля была весьма успешной. Молодые люди сконструировали аэросани, и Михаил Леонтьевич с нескрываемым удовольствием испытывал их на зимних заснеженных улицах Новочеркасска, удивляя и пугая прохожих бешеной скоростью.
Окончив учёбу в 1931 году, Миль по распределению попал на Таганрогский авиазавод. Однако выпускник был сам убеждён и сумел убедить комиссию в том, что больше пользы сможет принести в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Эта организация уже привлекала студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 в рамках производственной практики летом 1929 года. Миль попал в отдел особых конструкций ЦАГИ, где был собран весь свет российской авиации, лучшие теоретики и практики, которые занимались передовыми исследованиями. М.Л. Миль возглавлял отдел автожиров, занимался исследованием катастроф, а позже разработал собственный проект бескрылого истребителя.
В годы Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, ставшем фактически авиационной столицей СССР. Здесь работали лучшие авиаконструкторы - С.А. Лавочкин, Н.И. Камов.
Однако никакие трудности военного лихолетья не заставили Миля отступиться от своей мечты. Продолжая работу в ЦАГИ, он тайком занимался разработкой прототипа первого массового советского вертолёта Ми-1, и поэтому, когда в 1947 году советские власти обратили внимание на винтокрылые машины, у Миля уже был готовый проект. Его «первенцем» стал вертолёт Ми-1, на котором впоследствии было установлено 27 абсолютных мировых рекордов. В марте 1947 года М.Л. Миль возглавил вновь созданную «вертолётную» лабораторию ЦАГИ, а в конце того же года стал во главе ОКБ по вертолетостроению, от которого ведет свою историю ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля». Вместе со своими учениками Михаил Леонтьевич разработал теорию современного вертолёта.
Под руководством Миля создано девять базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. Опытные винтокрылые машины Ми-3 и Ми-12, а также экспериментальный В-7 открыли путь к разработке новых направлений в развитии винтокрылой авиации. Машины марки «Ми» составляют основу вертолетных парков нашей страны и еще ряда иностранных государств. Вертолёты Ми эксплуатируются в более чем 100 странах мира.
Созданные КБ Миля вертолёты Ми-2 и Ми-4 стали легендой, а Ми-8 - самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире. Десантный Ми-6 - первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной силовой установкой грузоподъемностью 12 тонн, Ми-10 - крупнейший транспортный вертолет (летающий кран). Двухвинтовой гигант Ми-12 поднял рекордный вес в 40 тонн и получил прозвище «слон». Он совершил первый удачный вылет при жизни конструктора, установил множество мировых рекордов грузоподъёмности, которые до сих пор никем не побиты. За вклад в развитие вертолетостроения Михаилу Леонтьевичу было присвоено в 1966 году высокое звание Героя Социалистического труда, присуждены Ленинская (1958) и Государственная (1968) премии СССР. Кроме того, Миль был награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Возрождения Польши и рядом медалей.
В нашем университете чтят память великого выпускника. Мемориальная доска, расположенная на здании механического факультета (корпус робототехники), напоминает всё новым поколениям новочеркасских политехников: «Здесь учился и окончил НПИ в 1931 году Генеральный конструктор вертолетов Ми, Герой социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Михаил Леонтьевич Миль (1909-1970 г.г.)»
#юргпу #нпи #михаилмиль #вертолёты #ми