НА ФИЯИЛЕ ОБСУДИЛИ ОРГАНИЗАЦИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В ХII корпусе СГУ 3 апреля прошла VIII Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференции «Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам», приуроченная к 110-летию Саратовского университета. Инициатором её проведения выступила кафедра английского языка для гуманитарных направлений и специальностей факультета иностранных языков и лингводидакики.
Пленарное заседание открыла заведующий кафедрой английского языка для гуманитарных направлений и специальностей И.Н. Сипакова. Она подчеркнула, что роль самостоятельной работы при изучении иностранного языка постоянно растёт, и это обусловливает необходимость разработки эффективных инструментов её реализации. И.Н. Сипакова отметила, что все пленарные доклады объединены темой двухуровневого характера самостоятельной работы: студенты создают проекты, а далее они используются для автономной работы разных групп обучаемых в зависимости от языкового наполнения. Она подчеркнула, что их давними и надёжными партнёрами являются преподаватели и студенты факультета КНиИТ.
Первой с докладом о принципах продуктивного обучения в организации самостоятельной работы студентов, изучающих английский язык, выступила доцент Н.А. Кубракова. Она описала опыт применения продуктивных образовательных технологий, которые позволяют объединить профессиональный компонент подготовки студента и обучение английскому языку, погружают студентов в профессионально-ориентированный контекст и учат самостоятельно решать поставленные задачи, используя английский язык в качестве одного из инструментов. В качестве примеров реализации рассматриваемого подхода были рассмотрены проекты, подготовленные студентами юридического факультета и факультета компьютерных наук и информационных технологий.
В своём докладе заведующая кафедрой английского языка и межкультурной коммуникации С.А. Шилова представила преимущества использования метода проектов как эффективного способа формирования таких универсальных компетенций, как УК 2 «Разработка и реализация проектов» и УК 3 «Командная работа и лидерство». Светлана Алексеевна отметила, что именно навык командной работы приобретает особую важность в современных социально-экономических условиях и является одним из наиболее востребованных гибких навыков, обеспечивающих профессиональный успех будущих выпускников. В качестве примеров Светлана Алексеевна продемонстрировала несколько электронных образовательных ресурсов, созданных в рамках междисциплинарной проектной деятельности студентами факультета КНиИТ под руководством преподавателей кафедры английского языка и межкультурной коммуникации. В заключение С.А. Шилова рассказала о возможностях применения онлайн-систем управления проектами для оптимизации самостоятельной работы студентов. Положительным опытом использования одной из подобных систем поделился студент 3 курса факультета КНиИТ Алексей Григорьев, дипломант фестиваля междисциплинарных проектов «Учимся играя».
Заведующая кафедрой английского языка и методики его преподавания Г.А. Никитина представила совместные проекты студентов 3 курса ФИЯиЛ и ФКНиИТ – компьютерные игры социокультурной направленности. В рамках фестиваля «Учимся играя» эти проекты получили призовое место. Студентки В. Рыжова и Ю. Шишкова рассказали о принципах подбора языкового материала и способах его подачи таким образом, чтобы заинтересовать учеников начальных и средних классов школы. Апробация этих игр планируется в Центре поддержки одарённых детей СГУ.
Пленарное заседание завершила старший преподаватель кафедры информатики и программирования факультета КНиИТ М.С. Портенко. Она подчеркнула важность подобной работы для студентов своего факультета, отметив, что хорошие проекты появляются лишь в результате кропотливого труда. М.С. Портенко призвала присутствующих на конференции студентов 2 курса продолжить добрую традицию по созданию учебных проектов для самостоятельной работы по иностранным языкам.
В заключение пленарного заседания И.Н. Сипакова предложила провести в мае круглый стол для преподавателей и студентов. Он призван уточнить тематику и создать команды исполнителей будущих проектов для внесения элементов геймификации в самостоятельную работу по изучению иностранного языка.
Далее работа конференции продолжилась в четырёх секциях: «Развитие и оценивание иноязычных языковых и речевых умений в рамках самостоятельной работы студентов», «Психолого-педагогические и организационные основы оптимизации самостоятельной работы студентов по иностранным языкам», «Использование информационно-коммуникативных и проектных решений в организации самостоятельной работы студентов», «Формы и методы развития иноязычных компетенций при самостоятельной работе студентов».
По результатам конференции планируется издание сборника научных статей с индексацией в РИНЦ.
sgu.ru/node/140484