🇷🇺 В Саратовском университете открылся второй фестиваль РКИ

🇷🇺 В Саратовском университете открылся второй фестиваль РКИ

🇷🇺 В Саратовском университете открылся второй фестиваль РКИ

В среду, 14 апреля, в Саратовском университете состоялось открытие второго фестиваля «РКИ в СГУ». Организаторами выступили Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт филологии и журналистики, Международная служба СГУ.

Участие в фестивале принимают преподаватели СГУ, СГМУ, СГК имени Собинова, СГАУ, СГТУ, ИДО СГУ, студенты-филологи, будущие преподаватели русского как иностранного. В онлайн-формате в работе пленарного заседания и круглого стола участвовали коллеги из Германии, Италии, Турции, США, Чехии.

С приветствием к гостям и участникам мероприятия обратилась директор ИФиЖ Л.С. Борисова. По её словам, для преподавателей и иностранных студентов, изучающих русский язык, фестиваль будет ежегодным событием. Темой этого года стали основные принципы преподавания РКИ в контексте дистанционного обучения.

«Минувший год внёс свои коррективы в нашу жизнь и работу. С введением локдауна главной задачей каждого учебного заведения стало обеспечение бесперебойного функционирования образовательного процесса в онлайн-формате с сохранением основных методов и принципов высшего образования. Для проведения занятий преподаватели использовали различные онлайн-платформы, которые оказались практически незаменимы для изучения языковых дисциплин, в том числе русского как иностранного», – рассказала о ходе образовательного процесса Людмила Сергеевна.

Как подметил проректор по международной деятельности Д.Н. Конаков, одной из главных задач фестиваля является создание площадки для обмена опытом преподавателей русского языка как иностранного. «В современных условиях достаточно сложно переоценить значение русского языка. Он занимает пятое место в мире, уступая лишь английскому, китайскому, испанскому, является официальных рабочим языком в ряде международных организаций, таких как ООН. Преподавая русский язык, вы даёте нашим учащимся, иностранным студентам не только знания самого языка, но и прививаете любовь к России. И это как раз вторая задача фестиваля, нацеленная на популяризацию русского языка среди иностранных студентов», – подчеркнул Дмитрий Николаевич.

Руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина рассказала о своём личном мотиве принять участие в организации фестиваля. «Моя мама Галина Георгиевна Полищук в самом начале своей карьеры была преподавателем русского языка как иностранного на филологическом факультете нашего университета. Прошли годы, и преподавателем русского как иностранного стала моя дочь. Она работает со студентами разных национальностей, изучающих русский язык в Германии, – поделилась Елена Генриховна. – Фестиваль – это красивая, яркая вершина огромного айсберга. Чтобы его провести, необходима большая повседневная работа с иностранными студентами». По её словам, именно преподаватели русского языка как иностранного во всех высших учебных заведениях – это лицо вуза, потому что через них приехавшие в Россию иностранные граждане узнают о нашей стране, истории, культуре. «От того, как мы сможем передать свои знания, опыт, компетенции зависит то, с чем они уедут из нашей страны и какие впечатления сохранят в своём сердце», – подчеркнула Елена Генриховна.

Председатель правления Международного культурного института «Ключ» (Чехия) А.А. Евсина обратилась к участникам посредством дистанционных технологий: «Русский язык – это язык Гагарина, язык мира, дипломатии, диалога культур. Огромная сила заключается в работе педагога, который даёт знания нашего языка и культуры людям разных национальностей».

Модератором круглого стола выступила профессор кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного СГУ Т.А. Милёхина: «Мы собрались здесь, чтобы обсудить все практики дистанционного обучения. Сегодня с нами на связи коллеги, которые преподают русский за рубежом. Уверена, их опыт будет полезен каждому из присутствующих в этом зале».

Научный руководитель Института филологии и журналистики, заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики В.В. Прозоров передал слова приветствия президента Ассоциации русистов Словакии, профессора Эвы Колларовой, поддерживающей добрые традиции профессионального преподавания русского языка в словацких школах.

Валерий Владимирович рассказал о международном просветительском проекте «Русские субботы»: «Вторую субботу каждого месяца мы приглашаем всех желающих на наши дискуссии. Это встречи с писателями, среди гостей – Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Павел Басинский, Сергей Шаргунов и многие другие известные литераторы».

Опытом преподавания РКИ в условиях пандемии поделилась заведующая курсами русского языка в Российском центре науки и культуры в Праге (Чехия) Л.В. Ныклова. Возрастная категория участников курсов варьируется от 14 до 75 лет. Целью обучения, по словам докладчика, являются профессиональные и личностные мотивы. «В период пандемии мы построили работу в онлайн-группах, где проводили конференции, семинары с использованием учебных материалов и новых образовательных методик. С одной стороны, увеличилась география наших слушателей, с другой – дистанционный формат не позволяет удерживать их внимание так, как очное обучение», – рассказала Людмила Викторовна.

По мнению заведующей кафедрой русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного А.Н. Байкуловой дистанционное обучение требует от педагога большей осмысленности, регламентированности, формирования базового уровня всех участников образовательного процесса. «Дистанционное обучение необходимо рассматривать как новую дидактическую систему с чёткими целями, задачами и направленностью на результат», – уверена Алла Николаевна. Она представила перечень онлайн-ресурсов и платформ, назвала плюсы и минусы использования данной методики в обучении.

В рамках пленарного заседания прозвучали доклады коллег из саратовских вузов, в которых были затронуты китайско-русские параллели межкультурного пространства, возможности улучшения качества коммуникативных связей в образовательном процессе с использованием систем удалённого доступа и электронно-образовательной среды, особенности дистанционного обучения РКИ на билингвальном отделении медицинского вуза.

В первый день работы фестиваля состоялся мастер-класс на тему «Опыт преподавания РКИ за рубежом». В рамках дискуссионной площадки преподаватель русского языка М.А. Фризен (Ганновер, Германия) рассказала о том, как организовать качественную работу в группах в формате онлайн-преподавания. Опытом преподавания РКИ в чешской гимназии поделилась преподаватель русского языка Гимназии Велке Павловице (Брно, Чехия) Яна Лорензова.

Преподаватель русского языка Института языковой подготовки Западно-Чешского университета (Пльзень, Чехия) В.М. Головатина говорила о важности обратной связи со студентами. Методики преподавания РКИ в языковых школах Италии представила преподаватель русского языка языкового лицея и частной школы Галина Корнилова (Больцано, Италия).

Преподаватель русского языка, кандидат филологических наук (Бурса, Турция) Кыртепе Савкатова Акбике представил доклад «Игры на уроках РКИ». А.Д. Печникова, преподаватель русского языка Университета Джонса Хопкинса (Вашингтон, США) поделилась опытом преподавания РКИ в вузах и языковых школах Соединённых штатов.

Источник: https://www.sgu.ru/news/2021-04-15/v-saratovskom-universitete-otkrylsya-vtoroy-festival

Источник: https://vk.com/sgu_ru?w=wall-24533364_36038