В САРАТОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОШЛА МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ДОСТУПНОЙ СРЕДЕ
28 сентября в XII корпусе СГУ второй день работала VIII Международная Конференция ICEVI Восточно-европейских стран «Доступная среда для людей с ограниченными возможностями».
Особую атмосферу перед началом конференции создали выпускники саратовской школы-интерната по адаптированным программам №3 и воспитанники энгельсской школы-интерната №3. Дети с ограниченными возможностями здоровья были настолько искренни и артистичны, что заслужили бурные аплодисменты участников и гостей представительной конференции. На ней присутствовали специалисты из Нидерландов, Дании, Израиля, Белоруссии и других стран.
Участников конференции приветствовал ректор Саратовского университета А.Н. Чумаченко. Он поблагодарил Европейский Совет по образованию и реабилитации лиц с нарушениями зрения за то, что они выбрали саратовские университеты – СГУ и СГТУ – в качестве площадки для проведения международной конференции по доступной среде. Это вторая подобная конференция в Саратове за последние десять лет.
«Символично, что мы снова встречаемся в стенах Саратовского университета. Тема доступной среды очень многогранна. Мы руководствуемся тремя аспектами решения этой проблемы. У нас обучаются 126 студентов, имеющих статус инвалида. Прежде всего мы сопровождаем их во время обучения, чтобы им было комфортно в университетской среде. Созданы Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации и Лаборатория инклюзивного обучения. Особое внимание мы уделяем техническому обеспечению доступности архитектурной среды. Очень важны для нас и вопросы повышения квалификации преподавателей в области инклюзивного образования. Второй аспект – готовить высококлассных специалистов для работы с инвалидами на факультете психолого-педагогического и специального образования. Мы гордимся тем, что наши выпускники востребованы. И третий аспект – научные исследования университета в этой области. Научно-методические разработки учёных СГУ, разработки наших программистов, специалистов в области медицинской физики используются довольно широко», – отметил Алексей Николаевич.
Пленарное заседание началось с доклада доцента кафедры тифлопедагогики Московского педагогического государственного университета В.З. Денискиной. Она проанализировала состояние образования и реабилитации детей с нарушениями зрения в России. Помимо положительных тенденций в этой области, затронула острую проблему нехватки специальных школ для детей. К тому же за последние годы в них снизился уровень преподавания. И это на фоне того, что пока далеко не все общеобразовательные школы готовы давать детям с особенностями здоровья качественное образование. Профориентационная работа, по мнению В.З. Денискиной, тоже должна строиться более эффективно. Пока не создадут гимназии для слепых, выпускники обычных школ не будут конкурентоспособны на рынке труда, считает Венера Закировна.
Профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Челябинского государственного университета Е.А. Мартынова предложила новые формы адаптации образовательных программ инклюзивного высшего образования. По её мнению, это должны быть индивидуализированные программы для людей с психофизическими особенностями здоровья, которые будут учитывать персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося. Она рассказала об опыте Челябинского университета, отметив, как проходит путь реализации государственного образовательного стандарта для особых студентов в общих академических группах.
Заведующая кафедрой коррекционной педагогики, профессор Ю.В. Селиванова посвятила свой доклад динамике доступности образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на опыте Саратовской области. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях. За ребёнком и родителями остается право выбирать инклюзивное образование, которое предполагает включение детей с ОВЗ в единое образовательное пространство, или специальное образование. Если в прошлом году 67 процентов школ не предоставляли такую возможность с учётом потребностей инвалидов, то за прошедший год доступность школ для детей-инвалидов выросла на 10 процентов. По статистике, увеличивается процент родителей и педагогов, положительно относящихся к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Руководитель Лаборатории инклюзивного обучения СГУ М.Д. Коновалова рассказала участникам конференции о саратовских истоках российской тифлопсихологии как самостоятельной отрасли специальной психологии. Акцент был сделан на научных разработках таких учёных, как А.А. Крогиус, М.И. Земцова, Л.И. Плаксина, жизнь и деятельность которых связана с Саратовским университетом.
Весь день в XII корпусе СГУ работали секции по основным направлениям: «Организация доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии медико-социального и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями», «Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования».
На дискуссионной площадке обсуждались особенности обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС. Мастер-класс демонстрировал «Психологическое сопровождение адаптации к обучению в вузе студентов с ОВЗ».
В рамках конференции на базе Саратовской областной специальной библиотеки для слепых прошёл семинар «Расширяя границы – информационное пространство библиотеки для слепых как ресурс, повышающий качество жизни лиц с нарушениями зрения».
Поиск технологических и социальных средств реабилитации и смягчения барьеров неравенства для людей с особенностями здоровья продолжился и 29 сентября. В саратовской школе-интернате №3 состоялся семинар «Обучение слепых и слабовидящих в Саратове: прошлое, настоящее, будущее».
На базе Центра адаптации и реабилитации инвалидов «Парус надежды» состоялся семинар-практикум, участие в котором приняли 70 человек. В их числе – педагоги, психологи, логопеды, социальные работники учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты. Участники познакомились с различными направлениями арт-терапии, методикой работы с тактильной клумбой и реабилитационным процессом в керамической мастерской.
Старший преподаватель кафедры теории, истории и педагогики искусств Института искусств СГУ А.А. Тимофеев рассказал о реабилитации лиц с ОВЗ средствами приобщения к занятиям различными танцевальными направлениями. Этот метод арт-терапии направлен на успешную социализацию инвалидов трудоспособного возраста.
Сотрудники центра познакомили слушателей со способами реабилитации посредством особого театра и художественного слова, работы в керамической мастерской, развития эмоционально-чувственной сферы с помощью системы тактильного взаимодействия с растительным миром.
sgu.ru/node/133720