За 100 лет существования нашего уральского вуза у УрГУ, УПИ и УрФУ было множество ректоров, которые помогли университету стать таким, какой он есть сейчас, вкладывая душу и искреннее болея своим делом.
Сегодня мы бы хотели рассказать вам об уникальном ректоре — Зинаиде Федоровне Торбаковой. Она единственная женщина-ректор за эти сто лет, и старалась сделать вуз лучше в тяжелые 30-е годы.
23 марта 1933 года Зинаиду Федоровну, выпускницу Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, назначают заведующей учебной частью, а уже 9 мая директором Свердловского университета. Состояние учебной и материальной части только что возрожденного университета было чрезвычайно тяжелым: не хватало учебных площадей, общежитий, преподавателей, оборудования для лабораторий и т.д.
Торбакова добилась от Наркомпроса РСФСР утверждения учебного плана на 1934/35 учебный год, стала сокращать долю совместителей и привлекать молодых преподавателей, купила для университета под общежитие недостроенный дом, организовала столовую. Столь активная и многогранная работа директора университета порождала недоброжелателей, недовольных. Торбакова была отстранена от должности, но последующие за ней директора не смогли справиться с многочисленными проблемами университета. Летом 1935 года первый секретарь Свердловского обкома ВКП(б) Иван Кабаков в приказном порядке велел Торбаковой занять пост ректора вуза.
Что же представлял из себя вуз, куда возвратилась Зинаида Федоровна? Вот как она сама характеризовала тогдашнюю ситуацию: «При отсутствии собственного учебного здания университет вынужден был ютиться… под лестницей у ряда школ. <…> Учебного здания не было, общежитий для студентов, кроме трех щитовых неблагоустроенных, барачного типа домов за городом, также не было … и никаких квартир для научных работников…»
В воспоминаниях преподавателей и студентов тех лет постоянно отмечались титанические усилия директора вуза по укреплению материальной базы университета, по улучшению бытовых условий, по качественному улучшению профессорско-преподавательского состава. За два года учебные площади университета увеличились в два раза, было организовано 24 новых лаборатории, открыли читальный зал, процент совместителей снизился с 57% до 24%, начали получать комфортабельные квартиры для сотрудников университета.
Ее положение, как руководителя, оказалось в условиях 1930-х гг. сложным. Как член партии она обязана была проводить ее генеральную линию на борьбу с врагами, как член университетского коллектива она не могла согласиться с арестами студентов и преподавателей, которые активно проводились в вузе с 1936 года. После ареста Кабакова была решена и ее собственная судьба: в августе 1937 года Торбакову исключают из партии, увольняют с работы, в марте 1938 года арест и приговор. Ей так и не исполнилось 38 лет.
Дело Зинаиды Федоровны Торбаковой было пересмотрено Военной коллегией Верховного Суда СССР. 5 апреля 1958 года приговор в отношении ее был отменен за отсутствием состава преступления.
Подробно об истории УрФУ: 100.urfu.ru
#УрФУ100
Источник: https://vk.com/public22941070?w=wall-22941070_42637