Интервью с выпускником ИГиМП УрГЮУ Максимом Мукасеевым
#Годнауки #СНаукойВСердце #МинобрнаукиРоссии #РоссияСтранаВозможностей
— Расскажите о самых запоминающихся моментах обучения в Уральском государственном юридическом университете.
— Студенчество — как и начало совместной жизни молодожёнов в пылу ссоры — принято называть лучшими годами. Впрочем, в первом случае это справедливо лишь в силу закономерностей нейрогенеза.
За всё время обучения в Уральском государственном юридическом университете внутри его стен и за их пределами со мной приключилось немало примечательных историй.
Вот, например, одна из моих любимых уморительно-занимательных. Однажды (дело было на втором курсе) нам отменили лекцию по трудовому праву, вместо которой нас отправили на научно-практическую конференцию «Роль регионального законодательства в развитии Свердловской области». В итоге на сайте Законодательного Собрания Свердловской области до сих пор можно найти фотографии, на которых среди всех оттенков синего, чёрного и белого выделяются несколько ярких пятен, в том числе и моё — зелёное; причём, я попал в один из сегментов золотого сечения.
К слову о фотографиях: я подозрительно часто натыкался на свои фотографии в рамках различных акций под эгидой Управления по внеучебной работе. Особенно хорошо вышло моё хмурое, по-настоящему суровое лицо на фоне улыбающихся девушек в рамках акции «День улыбок». Но не подумайте, не одним фоном едины! На первом плане я тоже несколько раз побывал. Вот, например, Всемирный день контрацепции без меня не обошёлся…
— Какие отрасли права нравились Вам больше всего за время обучения в УрГЮУ?
— Я находил привлекательные элементы в каждой отрасли российского права, то же самое можно сказать и о междисциплинарных областях знания. Для себя я вынес полезные уроки из каждого предмета, пройденного в рамках образовательной программы, каждый из них оставил свой след в моём сердце, повлиял на моё мировосприятие.
Любимыми я бы мог назвать конституционное, муниципальное, трудовое, гражданское и экологическое отрасли права. Повышенный интерес к перечисленным областям знания можно легко объяснить назначением той или иной отрасли права в жизни российского общества, её сущностью и содержанием. Так, местное самоуправление мне импонирует и потому, что является наиболее приближенной к населению частью публичной власти, и потому, что я люблю свой родной город Екатеринбург, а вопросы его управления и развития занимают меня самого. Трудовое, гражданское и экологическое право — при допустимой степени обобщения — это самое очевидное явление для любого человека, в том числе не только не связанного с юриспруденцией, но и не имеющего высшего образования. Соответственно, от того, насколько комфортным будет пребывание в соответствующих правоотношениях для всех его участников, зависит будущее нашей страны. Что касается конституционного права, то для меня это возможность взглянуть на картину в целом, обобщённо и непредвзято; это своеобразный синтез российской правовой системы.
Разумеется, всё сказанное ранее ни разу не умаляет авторитета других отраслей права в моих глазах.
— Что сегодня представляет наибольший научный интерес для Вас?
— Мой научный интерес сегодня остался таким же разнообразным, как и четыре года назад, когда я только начинал свой исследовательский путь. Каких-либо чётких критериев для себя я не выделяю — это всегда внутреннее ощущение. Тема должна быть близка мне по духу, и не важно, чем обусловлена эта близость. Самое важное, что я ищу (и нахожу) в научной деятельности, — эмоции: радость и удовлетворение.
Для меня любое научное изыскание — это изыскание в первую очередь для себя. Я убеждён, что ни один вопрос не может возникнуть из ниоткуда, у него в любом случае будет фундамент из неопределённостей разного рода. Однако я не настолько самовлюблён, чтобы полагать, что задаться тем или иным вопросом способен только я, а раз так, то следует найти ответ на этот вопрос. Сами поиски ответа приносят мне нескончаемое удовольствие, а если к этому прибавляется ещё и признание, то экстазу нет предела. Впрочем, если признание остаётся за бортом моей шхуны, в этом нет ничего ужасного. Количество неизменно переходит в качество, и, быть может, моя идея найдёт развитие в другом труде, который уже выведет игру на новый уровень. Или нет. Удовольствия это у меня уже не отнимет.
Поэтому если отвечать на вопрос по существу, следует сказать так: всё и ничего одновременно. Но если увидите безумный огонёк в моих глазах — знайте, начало положено.
— Что бы Вы хотели сказать своим преподавателям?
— Всем своим преподавателям я бы хотел сказать СПАСИБО за их:
• справедливость, на примере которой мы настраивали собственный моральный компас;
• профессионализм, благодаря которому мы обрели и закрепили множество новых и полезных знаний о мире в целом и о юриспруденции во всех её проявлениях в частности;
• активность, без которой порой было бы невозможно заставить себя найти силы для продолжения работы;
• строгость, спокойное достоинство которой нас дисциплинировало;
• искушённость, которая взращивала в нас живой интерес к предмету;
• беспристрастность, приучившую не зазнаваться;
• отзывчивость, благодаря которой на каждый вопрос находился ответ.
— Будучи выпускниками УрГЮУ, что бы Вы пожелали студентам университета?
— Nosce te ipsum! Но помните: нельзя познать себя полностью, как нельзя познать себя единожды и навсегда. Я считаю, что именно в студенчестве важно научиться в моменте определять, что ты из себя представляешь, отвечает ли это твоим воззрениям на добро и зло, должное и справедливое. Студент — это человек, у которого горят глаза, закатаны рукава, и перед которым большинство дверей уже распахнуто. Любой новый человек — молодой и образованный — способен определить ход пьесы, если будет достаточно амбициозен и усерден.