Елена Красильникова

Елена Красильникова

Елена Красильникова

Поездка на Родину муз (Таруса - Поленово)

За историю существования Культурно-просветительского центра Тверской ГСХА одними из самых популярных проектов стали «Мир русской усадьбы» и «Древние города России». Проекты, создававшиеся в разное время разными людьми, вместе с тем оказались очень взаимосвязанные по своим темам: где древнерусский город, там и русская усадьба. Так получилось, что и последняя наша поездка, состоявшаяся в конце мая, объединила эти два проекта, два знаковых явления отечественной культуры – древнерусский город Тарусу и русскую усадьбу Поленово.

Итак, 30 мая мы, студенты Тверской сельскохозяйственной академии, отправились в сторону Калужской области в ее культурный центр Тарусу. Именно так прозвали этот небольшой скромный городок, отмеченный исторической и культурной славой.

Город, получивший свое название по реке Таруса, впервые упоминается в летописи в 1246 году как центр удельного владения тарусского князя Юрия, сына святого князя Михаила Черниговского. За время своей истории он побывал и центром удельного княжества, и центром собственного княжества. С конца XIV века, как и многие другие древнерусские города, Таруса вошла в состав Московского Великого княжества.

В XVI—XVII веках город входил в состав стратегической линии реки Оки и являлся важным укреплённым пунктом «береговой» защиты на южных подступах к Москве. А в 1776 году Таруса получила уже статус уездного города, входившего в состав Калужской губернии, и собственный герб — серебряный щит, вдоль которого сверху вниз шла голубая полоса, изображавшая протекающую через город реку Тарусу.

С конца XIX века благодаря своей живописности Таруса становится популярным местом отдыха. И не просто отдыха, а местом отдохновения. В начале XX века с лёгкой руки художников Василия Дмитриевича Поленова и Василия Алексеевича Ватагина её прозвали «русским Барбизоном». Именно тогда город привлек множество деятелей культуры, искавших спокойную полудеревенскую жизнь. В 1890-е годы сюда хлынула масса художников-пейзажистов, облюбовавших городок за необычайную живописность его улочек и окрестностей. Первая волна интеллигенции, приехавшей в Тарусу, — Поленовы, Цветаевы, Борисов-Мусатов, Ватагин, Виноградовы.

XX век подхватил эстафету предыдущего столетия. Тарусу стали называть культурной столицей Калужской области, родиной муз. Армию художников пополнили поэты и писатели. Здесь выросла Марина Цветаева, жили на дачах Константин Паустовский, Святослав Рихтер и Белла Ахмадулина, скрывался от ареста Иосиф Бродский. Всех их покорила тарусская архитектура и спокойные среднерусские пейзажи, два феномена, объясняющие притягательность этого города. Так, вспоминая о Тарусе начала XX века, художник Василий Алексеевич Ватагин писал: «Подъезжаешь к Тарусе на пароходе или с тульского берега — хоть город, как на ладошке, а его почти не видно из-за садовой зелени, только маяками видны собор и церковь на Воскресенской горке. А весной, когда цветут яблони, Таруса красуется, как невеста в подвенечном платье… А луга какие заливные по Оке и по Таруске, какие травы и цветы — их не везде в средней полосе встретишь. Ока течёт с юга и приносит к нам и аспарагус, и энотерум, шалфей, и ломонос, и редкостный кирказон и орхидеи. На окские заливные луга ботаники приезжают собирать эти редкие растения». С таким же восторгом о Тарусе напишет и Паустовский: «Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с её плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха...»

Сегодняшняя Таруса по-прежнему привлекает талантливых людей и всех, кто любит и понимает глубинную красоту русского города и русского пейзажа. Все, кто приезжает сюда, стремятся насладиться неброской красотой провинциального городка. К слову, благодаря своему сохранившемуся уникальному облику город приобрел статус природно-архитектурного заповедника, и был внесен в перечень исторических городов России. И, конечно же, каждый приезжающий в эти места попадает в пространство классической русской природы, в ее бескрайние просторы, бархат деревьев и разноцветные россыпи ярких полей, закаты и восходы на берегу реки.

Можно предположить, что именно неброская красота здешних мест, исконно русской природы, определила в свое время выбор Василия Дмитриевича Поленова, русского художника, мастера пейзажной живописи, места для своей усадьбы. Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Он мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 художник приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села на деньги, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», он построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Так и случилось.

В настоящее время в усадьбе Борок (современное название Поленово) находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина. Его первым директором стал сын художника, биолог, профессор Московского университета Дмитрий Васильевич Поленов.

Нам посчастливилось побывать в усадьбе, в которой создавались шедевры изобразительного искусства. Посетить Большой дом, уникальный памятник XIX века, мастерскую художника, которую он называл «Аббатством», построенные по проекту Поленова Адмиралтейство (лодочный сарай), Фахверк (столярная мастерская), Церковь Пресвятой Троицы, удивительный храм, удачно вписанный в окский пейзаж, сочетающий элементы романской и древнерусской архитектуры.

Во время пребывания в Тарусе и Поленово просыпается особая сфера эмоций, ответственная за восприятие прекрасного. Здесь нет пышных парков и дворцов, широких проспектов и огромных архитектурных комплексов. Но зато именно здесь можно «отключиться» от бешеного ритма большого города, слившись с удивительной атмосферой Родины муз. Что именно «задает» атмосферу этого города и русской усадьбы? Трудно сказать... Наверное, это нужно почувствовать и понять самому. И секрет кроется в том, что Таруса вместе с Поленово сама подбирает «ключ» к сердцу каждого своего гостя.

Фоторепортаж: https://vk.com/album-33986788_263552076

Источник: https://vk.com/vesti_tvgsha?w=wall-33986788_7782