Арктический мазут из старых покрышек 🚗
Ученые ТПУ разработали технологию получения морозостойкого мазута из старых автомобильных покрышек. Для этого они впервые в России апробировали метод паровой газификации.
📌 Проблема
Каждый год в России выбрасывается около 1 млн миллиона тонн покрышек, в мире — около 1 млрд тонн.
Часть остается на свалках, где даже под действием обычного солнечного света покрышки выделяют токсичные вещества. Часть сжигается со значительным объемом вредных выбросов. Еще 30% перерабатываются в крошку.
Для переработки покрышек обычно используется пиролиз — термическое разложение, которое протекает в безвоздушной среде. В России есть несколько малотоннажных производств по переработке покрышек этим методом, однако они дают относительно небольшие объемы продукции.
Владимир Губин, заместитель директор Инженерной школы энергетики ТПУ:
«Мы целенаправленно искали методы, позволяющие перерабатывать покрышки с максимальной пользой — экономической и экологической».
📌 Решение
Ученые ТПУ предложили использовать метод паровой газификации. Они сделали экспериментальную установку, где действием перегретого водяного пара мелкая резиновая крошка из покрышек разлагается на полезные продукты. В частности — мазут.
Этот мазут не замерзает при температурах до -50 °С (обычный замерзает в диапазоне от +10 до -10°С). В нем примерно в два раза ниже содержание серы, производные которой относятся к основным загрязнителям атмосферы. При этом он менее вязкий и плотный, а энергии дает столько же, сколько и традиционные марки.
📌 Что дальше
Сейчас вместе с компанией НПО «Инноватех» из Санкт-Петербурга разрабатывается конструкторская документация на создание пилотной установки, способной перерабатывать до 300 кг резиновой крошки в час.
Технология также позволяет одновременно получать газ, который можно возвращать в технологический цикл, и технический углерод в виде мелкодисперсного порошка.
Его можно использовать, например, в материалах для дорожного покрытия.
#томск #тпу #наука #томскиеученые #мазут #арктика