Смальта для мозаик близка по составу к стеклу, но обладает более высокой прочностью благодаря специальной технологии изготовления.

Смальта для мозаик близка по составу к стеклу, но обладает более высокой прочностью благодаря специальной технологии изготовления.

Смальта для мозаик близка по составу к стеклу, но обладает более высокой прочностью благодаря специальной технологии изготовления.

Смальту получают путем переработки стекла: тщательно растертое в порошок, запекается при высокой температуре. Для расцвечивания в материал добавляют красители – оксиды металлов. Современные технологии позволяют придать смальте широчайшую палитру красок!

Начало отечественного производства цветной смальты, а точнее возрождение (секреты были утрачены в России ещё со времён Киевской Руси) положил в XVIII веке известный ученый Михаил Васильевич Ломоносов. «…увидя в первый раз в жизни мозаичную работу — плачущего апостола Петра, — подаренною папою Климентом XIII графу Воронцову, пожелал он тотчас произвесть подобную работу и в России».

Благодаря стараниям профессора Санкт-Петербургской Академии Наук в России заработала первая химическая лаборатория. Она стала производственным цехом по изготовлению цветного стекла и настоящей художественной мастерской по созданию мозаик. Талантливый исследователь с неподдельным увлечением занимался всю последнюю треть жизни этим «великим мозаичным делом».

Начиная с 1749 года, Ломоносов в одиночку создал не только технологию производства смальт и прозрачных цветных стёкол, но и разработал уникальную технику набора мозаичных картин. При этом, он не имел никаких руководств и возможности опираться на зарубежный опыт, поскольку мозаичные мастерские Европы тщательно хранили свои секреты.

Творческий результат явился спустя три года — мозаичный образ Богородицы («Мадонна с Солимены»), преподнесенный императрице Елизавете Петровне. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». Для выполнения небольшой мозаики (размером 60 на 48 см) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все ево руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи».

Предлагаем вам детально рассмотреть мозаичную работу Якимовой Аси «Рыба», выполненную ей на 4 курсе. Как вы думаете, сколько цветов смальты применялось?

#академияакварелииизящныхискусств#римскаямозаика#мозаика#академияандрияки

Источник: https://vk.com/akademiaakvareli?w=wall-35003319_4302