Способы изготовления и виды акварельной бумаги. Часть 1.
Точное время изготовления бумаги не установлено, однако известно, что в Китае во II–I вв. до н.э. производили бумагу из шелка, бамбука, всякого рода тряпья и другого исходного материала. Европа же секрет изготовления бумаги узнала гораздо позже, и использовала вплоть до VII в. в качестве материала для письма папирус. Некоторые историки относят дату создания папируса аж к 5му тысячелетию до нашей эры!
Папирус – тростниковое растение высотой 5 и более метров, с диаметром стебля 12-15 см. В поперечном сечении ствол представляет из себя трёхгранник. Сначала со стеблей папируса снимали кору и лубок, после чего стебли разрезали на три части длиной 60-70 см в соответствии с гранями. Каждая из трёх частей резалась на тонкие полоски, которые укладывались на гладкую доску одна к другой, затем в поперечном направлении их перекрывали такими же лентами. Слои спрессовывались и сушились на воздухе.
Примeрнo oкoлo 150 г. дo н.э. фaрaoн Птoлeмeй V из Eгиптa oткaзался прoдaвaть пaпирyс кoрoлю Эвмeнy II (в Зaпaднoй Aзии), пoтoмy чтo Птoлeмeй oпaсaлся, чтo библиoтeкa Эвмeнa стaнeт тaкoй жe вeликoй, кaк и eгo сoбствeннaя. Этo вынyдилo царство Эвмeна рaзрaбoтaть тeхнoлoгию изгoтoвлeния книг из пeргaмeнтa.
Пeргaмeнт прoизвoдился из шкyр живoтных. Oбычнo для прoизвoдствa пeргaмeнтa испoльзoвaлись шкyры oвeц или кoрoв, пoтoмy чтo эти живoтныe были дoвoльнo рaспрoстрaнeны в Зaпaднoй Aзии и Eврoпe. Oбрaбoткa шкyр прoхoдилa пo слeдyющeмy сцeнaрию: брaлaсь кoжa; с кoжи сoскaбливaлись всe нaрyжныe вoлoсы и вeсь жир изнyтри; зaтeм кoжy прoпитывaли мeлoвaннoй вoдoй (или испoльзoвaли вмeстo мeлa мyкy с сoлью), чтoбы пoвeрхнoсть для зaписи былa глaдкoй; в кoнцe кoжy прoпитывaли тaнинoм из дyбoвoгo oрeхa, чтoбы сoхрaнить eё свoйствa. Имeннo пoэтoмy слoвo пeргaмeнт прoисхoдит из цaрствa Эвмeнa, a имeннo oт нaзвaния гoрoдa Пeргaмa (грeч. Пeргaмoн).
Впоследствии арабы вносят новые изменения в создание бумаги, а именно – в качестве сырья начинают использовать тряпьё. Сначала оно сортировалось, потом вываривалось и очищалось. В связи с тем, что данный процесс был крайне трудоёмок – использовались рабы и рабочий скот, которые размельчали волокна на специальных жерновах. На смену людям и животным приходит механика – «бумажные мельницы», приводимые в движение водой. Жерновые установки широко применялись и на бумажных мельницах в Испании, куда их перенесли арабы, и где в 1154 году была изготовлена первая в Европе бумага. За следующие несколько веков производство бумаги появилось почти во всех ведущих странах тогдашней Европы.
Следующий прорыв в создании бумаги делает Италия, где коммерческая деятельность сильно влияет на бумажное производство. В XVI веке итальянская бумага превосходит по качеству бумагу с Востока. Для измельчения тряпок итальянцы используют толчеи, приводимые в движение водой; кроме того, итальянцы ввели в бумагу специальные водные знаки – филигрань. Водные знаки и раньше присутствовали в бумаге в виде отпечатка сетки на её поверхности. Из мелкой медной сетки изготавливали дно ящика – формы, в котором изготавливали бумагу. В Италии же ввели специальные водные знаки, представляющие собой знак мастера, изготовившего бумагу, который нельзя было ни уничтожить, ни подделать, не повредив бумаги. Эти знаки представляли из себя рисунки, вышитые на сетчатом дне формы, хорошо видимые при разглядывании бумаги на просвет. Первые водяные знаки были простыми, выглядели как крестик, кружок или буква; затем появились значительно более сложные – гроздь винограда, бычья голова, имя владельца и т.п.
В следующей части мы расскажем, какие виды бумаги существуют сегодня, а также о самом важном - о разновидностях акварельной бумаги.
Больше узнать о художественных методиках, акварельной живописи, а также получить разнообразную информацию, полезную для художников любого уровня можно в журнале Secreta Artis, выпускаемом в Академии. Кстати, постом ниже вы можете прочитать об условиях конкурса и выиграть полное собрание изданий Secreta Artis!
Источник: https://vk.com/akademiaakvareli?w=wall-35003319_4115