Русские корни ИКЕА
«Нам нужно использовать всё, что нам дает современное знание, искусство, передовая техника, и строить города не для площадей, ансамблей, магистралей и автомобилей, а для людей»
А.К. Буров, преподаватель ВХУТЕМАСа. «Об архитектуре»
Ровно 100 лет назад, в 1920 году, был создан ВХУТЕМАС - Высшие Художественно-технические мастерские. Спустя 10 лет учебное заведение закрыли. В 2020 году в Музее Москвы открылась выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Выставка проработала 3 дня и была закрыта (причина всем нам хорошо известна). История повторяется… Пока мы ждем возобновления работы выставки, давайте поближе познакомимся с мастерскими.
На структуру и методику преподавания во ВХУТЕМАСе во многом оказал влияние Баухаус - учебное заведение, существовавшее в Германии примерно в это же время - с 1919 по 1933 год. Как и в Веймаре, в Москве первые два года студенты проходили подготовительные курсы – изучали базовые понятия о цвете, форме, фактуре материалов, пропорциональных законах. Затем шли практические занятия — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. Наконец, на последних курсах преподавалась теория и история искусства. Согласитесь, нетипичная методика. В академических учебных заведениях основной упор как раз делался на копирование классических произведений искусства. Задача новых учебных заведений состояла в выявлении индивидуальности студента, развитии его собственного творческого почерка.
Начало прошлого века - это стремительный рост числа городского населения в Европе. Требовалось недорогое массовое жилье и предметы интерьера, подходящие для малогабаритных квартир. Именно эти задачи стремились решить Баухаус и ВХУТЕМАС. Главный принцип при создании любого предмета – от кресла до сахарницы – функционализм, удобство пользования этим предметом. Дизайн – это функция, считали в Баухаусе. Дизайнер должен решить проблему еще до того, как пользователь ее осознал, - вторили им во ВХУТЕМАСе. Поиск дешевых материалов для создания мебели (металлические трубки, например), многофункциональная мебель, предметы-трансформеры, не говоря уже о демократичном дизайне для всех и каждого… Теперь вы понимаете, почему Баухаус и ВХУТЕМАС можно считать предтечей ИКЕА?
В разное время во ВХУТЕМАСе преподавали В.В. Кандинский, Л.М. Лисицкий, К.С. Мельников, А.М. Родченко, В Ф. Степанова, В.Е. Татлин, В.А. Фаворский, П.А. Флоренский, Ф.О. Шехтель и многие другие выдающиеся художники. Годы ректорства Фаворского считаются расцветом мастерских.
«Преподавание – это творчество, самоотдача себя, своего творческого «я» студентам: общаясь с ними, как бы стараешься быть для них интересным, т.е. как бы постоянно творишь и постепенно к этому так привыкаешь, что уже не можешь жить иначе…»
Владимир Фаворский, ректор ВХУТЕМАСа
Интересно, что Василий Васильевич Кандинский в разные годы был преподавателем и ВХУТЕМАСа, и Баухауса. Помимо него в германской школе преподавали В. Гропиус, Х. Майер, Л. Мис ван дер Роэ, И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее и многие другие ведущие архитекторы и художники.
О том, как архитекторы школы Баухаус повлияли на современный мир, можно узнать из материала Arzamas - https://arzamas.academy/mag/343-bauhaus
О главном творческом институте страны, определившем путь дизайнерского образования в России, Музей Москвы подготовил обширную онлайн программу - https://mosmuseum.ru/lectures/p/vhutemas/
И, конечно, книги.
О Баухаусе можно почитать здесь:
• Иттен И. Искусство цвета
• Иттен И. Искусство формы
• Смирнова Л.Э. История и теория дизайна. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435841
О ВХУТЕМАСе можно прочесть тут:
• Загянская Г.А. Владимир Фаворский. Обстоятельства места и времени
• Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости
• Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: в 2-х томах
• Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=49530
• Флоренский П.А. Обратная перспектива. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=49531
Источник: https://vk.com/gitrs?w=wall-32851_8813