К 90 летию Ильи Сергеевича Глазунова

К 90 летию Ильи Сергеевича Глазунова

К 90 летию Ильи Сергеевича Глазунова

Продолжаем делиться воспоминаниями об основателе нашей Академии, рассказанными его учениками .

Александр Павлович Афонин

Заслуженный художник России

Профессор

Руководитель мастерской пейзажа Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

1989 – 1995 – годы учебы в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

«Илья Сергеевич Глазунов был человеком, осененным не только художественным даром, но и великим множеством иных дарований.

Многие мои друзья, преподаватели нашей Академии, будут писать воспоминания о нашем учителе так же, как и я. Но среди множества прекрасных слов произнесенных более мудрыми мужами, и мне хочется сказать свое слово памяти. Хочется поделиться со всеми, каким запомнился мне наш учитель.

Я многократно говорил, что созданная Глазуновым Академия – это лучшая духовная помощь России. Имя Глазунова прославилось бы в веках даже если бы он не написал ни одной картины, а всего лишь создал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Вечная благодарность Илье Сергеевичу Глазунову за спасенные молодые таланты.

Какой статьей или какими словами можно описать тридцатилетнее общение с этим удивительным человеком? Для этого надо писать целую книгу. Тем не менее, я был первым студентом нашей Академии, первым выпускником первого ее выпуска. С первого дня знакомства с Глазуновым я всегда удивлялся, какой же надо обладать любовью, каким терпением, какой силой, чтобы вдохновлять, побуждать стремиться к высокому, пробуждать в других такое же стремление.

О многом говорит одно из многочисленных ярких выражений И.С.Глазунова: «Тратиться надо, друзья мои, тратиться, на благо русского искусства надо тратиться…!»

В те давние, первые годы, учебные классы Академии, которые мы видим сегодня, выглядели просто руинами. Организации, которые до нас размещались на Мясницкой, 21, уходя, разломали все, что возможно. И это несмотря на то, что им было прекрасно известно, что в этих стенах будет создаваться художественный институт. Очевидно, им была противна одна мысль о том, что молодые таланты своим трудом во славу русского искусства создадут то, что отзовется в вечности.

Октябрь 1989 года. В разрушенную аудиторию входит человек дворянской внешности, со вкусом одетый, бодрый и подтянутый, и говорит: «Вы – первые студенты Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Вам предстоит учиться в этих священных стенах бывшего училища Живописи, ваяния и зодчества. Ныне это наша Академия.» Предложение следовало за предложением. Речь Ильи Сергеевича была четкой, убежденной, чеканной, и нам показалось, что мы на другой планете. Многое нам еще только предстояло понять. Мы вслушивались в слова о великом Рюрике, о Влесовой и Голубиной книгах, о древней Балтике, о падении Арконы, о завещании Гостомысла, о Вещем Олеге и Одде Стреле, о княгине Ольге, о преславных Руянах и невидимом граде Китеже.

Кто из нас об этом слышал или знал? Кто из нас знал, что живопись делается не только на белом холсте, но и на имприматуре (цветном грунте)? Кто из нас слышал про зловещую фигуру историка Александра Христофоровича Востокова? Как можно было не знать человека, сделавшего все возможное, чтобы подлинный перевод «Боянова гимна» никогда не был бы известен россиянам, чтобы это русское духовное сокровище было похищено и уничтожено! Оказалось, что Востоков, а точнее Остенек, - потомок эстляндского барона Остен-Сакена, прямого потомка Тевтонского рыцаря. Одного из тех “славных” рыцарей, которых дружинники Александра Невского пустили под лед Ладожского озера…

Многое и многое другое звучало из уст Ильи Сергеевича, и мы невольно понимали, что нам не только нужно научиться рисовать и писать; нам нужно будет стать людьми высокообразованными. Тем памятным вечером Илья Сергеевич пригласил к себе на чай всех первых студентов Академии к себе домой, в Калашный переулок, где смог в более уютной обстановке объяснить, какая роль отводиться нам. В последующие дни, месяцы и годы мы учились. Натюрморт со шлемом и кольчугой; копии с рисунков А.Иванова; копирование оригиналов в стенах Эрмитажа; поездки на этюды во Псков и в Изборск; рисование в зале слепков института им. И.Е.Репина; осенние и весенние этюды в Царском селе… Такое никогда не забудется, ведь Академия стала весной моей жизни… Дальше было восстановление мастерских: исторической, портретной, пейзажной. Были взлеты и разочарования. Эти годы дали полную палитру жизненных сюжетов. Но опорой, учителем и отцом всегда был и остается Илья Сергеевич»

#преподавателиРАЖВиЗ #РАЖВиЗ #академияГлазунова #ректорРАЖВиЗ

Источник: https://vk.com/glazunovacademy?w=wall-58291_5141