Одним из ключевых понятий логотерапии является понятие «совесть»

Одним из ключевых понятий логотерапии является понятие «совесть»

Одним из ключевых понятий логотерапии является понятие «совесть», которое непосредственно связано со смыслом жизни – важнейшей аксиомой теории Виктора Франкла. Мы поговорили с 👉 А. И. Аверьяновым - кандидатом педагогических наук, проректором Московского института психоанализа, логотерапевтом о том, почему совесть можно рассматривать как орган смысла с точки зрения логотерапии.

Смысл всегда реализуется через ценности – ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения, важнейшими из которых являются последние. Смысл нельзя ни выдумать, ни сочинить, ни изобрести, он может и должен быть найден скорее в окружающем мире, нежели в самом человеке или в его собственной психике.

Человек несет ответственность за реализацию смысла.

Согласно В.Франклу, в любой ситуации есть только один смысл – правильный. Сделать этот правильный, осмысленный и ответственный выбор призвана помочь совесть. «Совесть – орган восприятия того, что в данной ситуации есть правильное (= то есть то, что соответствует мне в моей сущности)»

Знакомясь с многочисленными работами В.Франкла и пытаясь понять что-то про совесть, возникает немало вопросов. В частности, может ли человек понять, и если да, то как, что выбор сделан правильный – по совести? Каковы функции совести: участвует ли она в момент принятия человеком решения и совершения осмысленного выбора либо это всегда только постфактум? Каков статус совести – это мышление или чувство?

Совесть представляет собой интуитивное чутье в отношении иерархии ценностей. Совесть согласовывает между собой субъективный и объективный аспекты поиска смысла: во внутреннем полюсе совесть соотносится с индивидуальными способностями и возможностями человека, во внешнем полюсе – с ценностными возможностями конкретной жизненной ситуации. Задача совести состоит в том, чтобы «открыть человеку то одно, что необходимо». При этом речь идет о той неповторимой и единственной в своем роде возможности конкретного человека в конкретной ситуации.

Структура совести включает в себя как минимум три компонента:

🔹когнитивный (осознание нравственного значения совершаемых или совершенных действий),

🔹эмоциональный (оценка поступков человека: душевное спокойствие – эмоциональные переживания вины и стыда, «угрызения совести»),

🔹регулятивный (совесть вырабатывает рекомендации относительно того, какое поведение в той или иной ситуации было бы правильным; попытка человека усилием воли заставить себя поступить по совести, вопреки имеющимся соблазнам).

Характеризуя основные функции совести, Франкл говорит о предугадывании, духовном предвосхищении, интуитивном понимании; через совесть звучит голос трансцендентного; совесть открывает человеку его индивидуальное долженствование, которое выходит за рамки моральных предписаний, она согласовывает «вечный» нравственный императив с конкретной жизненной ситуацией. Поэтому «совесть – это всегда абсолютно-индивидуально личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определить наше уникальное и неповторимое бытие».

В случае, когда человек теряет контакт со своей совестью, поступает вопреки ее указаниям, его может настичь чувство вины, которое, по мнению Франкла, является частью т.н. «трагической триады» наряду со смертью и страданием.

.

💻 На онлайн-платформе Coursera появился новый курс от Московского института психоанализа — Logotherapy: Concept of the Human Being. Это англоязычный курс о логотерапии, созданный для того, чтобы познакомить всех желающих с логотерапевтическим подходом и применением его как в психотерапевтической практике, так и в жизни.

Ссылка на курс: https://www.coursera.org/learn/logotherapy-concept-of-the-human-being?

.

#Moscowinstituteofpsychoanalysis #мип #институтпсихоанализа #московскийинститутпсихоанализа #психология #логотерапия #викторфранкл #курсера #coursera

Источник: https://vk.com/inpsycho?w=wall-11290126_11487