Графоманы правят Интернетом
Михаил Попов о том, что искусственный интеллект захватит мегаполисы, а в литературе все останется, как было
– Вы долго работали в журнале «Литературная учеба», а теперь преподаете в Литературном институте имени А.М. Горького. Как, на ваш взгляд, изменились интересы начинающих авторов? И будет ли позволено узнать прогноз – как их интересы будут меняться в будущем?
– Нынешним молодым, конечно, труднее. Что-то досадное произошло с самим культурным пространством. Я осенью 1978 года приехал в Москву из медвежьего угла и уже через пару месяцев знал всех талантливых поэтов огромной империи. От Владивостока до Калининграда. Причем речь не о печатавшихся, а обо всех, даже подпольных. Стоило, скажем, в Перми кому-то нанести на бумагу талантливый текст, как он мгновенно становился достоянием всей заинтересованной публики. Андеграунд был не менее структурирован, чем официоз: там был свой истеблишмент, свои изгои. Графоманы смирно сидели в своих литобъединениях при районных газетах. Теперь они правят Интернетом. Нынче, чтобы обратить на себя внимание, надо прибивать интимные части к Красной площади. И неважно, что именно ты пишешь, рисуешь, снимаешь.
– Вопрос к вам как к преподавателю, руководителю творческого семинара: а как нам быть с увлечением юношества и не только фэнтези-направлением, в котором присутствует сильный мотив эскапизма? В том числе увлечением творческим, писательским? Надо ли со всем этим сражаться? Ведь появился же «Волкодав» Семеновой…
– У нас в Литинституте, как и в журнале «Москва», где я также тружусь, постоянно приходится иметь дело с текстами из породы фэнтези. Сами собой вырабатываются методы обращения с ними и авторами, которые их сочиняют. Я часто советую прочитать книгу Анджея Сапковского, автора знаменитого «Ведьмака», «Нет золота в серых горах», прочтение ее должно отрезвить человека, если только его вообще можно отрезвить. Сам я в свое время отдал дань этому чтению. Помимо само собой разумеющихся классиков назвал бы еще Урсулу ле Гуин. Одним словом, есть талантливые тексты в стиле фэнтези, и есть обычные, и они труднопереносимые. Увлечения молодежи, поддерживаемые, а часто конструируемые крупными корпорациями – явление необоримое в силу особенностей психологии подростка и количества капиталовложений. И все же способ сдержать фэнтезиманию есть: постоянно напоминать, что Роулинг обращалась к дошекспировской «трагедии мести» и Чосеру, Мартин – к хроникам Шекспира, заставлять читать самого Шекспира, который не может оставить равнодушной незачерствевшую душу и раскрывать школьный курс литературы более подробно, другими именами. Тогда восприятие и интересы молодого человека станут объемными, и фэнтези займет в этом объеме подобающее место.