10 июля 2018 г. в МАДИ прошел необычный семинар-совещание, организованный Учебно-методическим центром Ассоциации автошкол г. Москвы при поддержке Национального союза автошкол и МАДИ. Открыл совещание проректор МАДИ А.Б. Чубуков: «От лица администрации университета рад приветствовать участников круглого стола, посвященного проблемам подготовки водителей. И в проблемной лаборатории организации и безопасности движения им. Л.Л. Афанасьева и на кафедре «Организация и безопасность движения» справедливо считали и считают, что водитель является центральной фигурой в системе безопасности движения, а качество его подготовки-залогом безаварийного движения. Уверен, что в рамках круглого стола будут выработаны эффективные пути подготовки водителей».
Простая на первый взгляд тема совещания: «Что самое важное в работе инструктора?» подняла немало серьезных вопросов подготовки как водителей, так и самих инструкторов.
Среди выступающих были российские и иностранные специалисты из Германии, Великобритании, Украины, авто-спортсмены и авто-журналисты. Участники поднимали и обсуждали вопросы, касающиеся психологической и профессиональной подготовки мастеров производственного обучения вождению - проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации при подборе кадров на должности педагогических работников.
Сегодня в России такой подготовки практически нет. Нет и особых требований к инструктору: любой человек может без труда получить лицензию при условии своевременной оплаты. Большинство из тех, кто выдают лицензию, не несут ответственности за качество подготовки будущего инструктора и за результаты его работы. Нет официальных программ подготовки, да и профессии «инструктор по вождению» пока в России не существует.
В этой связи был интересен опыт гостей круглого стола из Великобритании и Германии, которые позволили провести сравнение между подготовкой, методами работы инструкторов и оценки знаний обучаемых в России и за рубежом.
Так, программа подготовки инструктора в Германии рассчитана на 1000 часов в течение девяти месяцев плюс стажировка. Вальдемар Коос, директор Ассоциации дорожной безопасности «Веста» (Германия), посвятивший много лет подготовке преподавателей для автошкол, убежден, что инструктор должен владеть базовыми педагогическими и психологическими знаниями и быть, в первую очередь, Учителем. В качестве иллюстрации работы учителя он привел простую задачу, которая доказывает, что скоростью невозможно компенсировать время. И этому тоже можно учить.
В Великобритании одним из главных навыков водителя давно считают способность заранее распознавать опасности при движении на дороге. Вместе со своими коллегами профессор Крундалл из Ноттингемского университета сумел доказать, что такому навыку можно и нужно учить начинающего водителя, и что это значительно снижает риски ДТП. В результате с 2002 года проверка знаний и навыков новичка на определение видимых и потенциальных опасностей входит в государственный экзамен на получение водительского удостоверения в Великобритании. Правительства Нидерландов и Австралии также включили подобный тест в экзамен. Ряд государств готовятся к принятию таких решений. «Эти материалы есть, они доступны, и ими можно пользоваться, пополняя своим собственными наблюдениями и опытом,» - утверждает британский профессор.
Алексей Катунин, тренер по подготовке специалистов для автошкол из Одессы (Украина) представил авторскую методику обучению вождению с учетом психологических аспектов формирования навыков и установок будущих водителей, о которых важно знать каждому инструктору. Печально известное правило «трех Д» («Дай дорогу дураку!») он предложил интерпретировать для безопасного водителя иначе: «Двигаюсь. Дышу. Доволен».
Стать таким учителем непросто. И там, где такие учителя, инструкторы, преподаватели есть, им самим, как и руководителям автошкол необходимо знать о рисках их профессионального выгорания, принимать профилактические меры. Об этом говорил главный редактор журнала «Автошкола Профи» Леонид Рыжков в своем выступлении «Психоэмоциональное выгорание инструктора - почему опасно и как избежать?». Как показывает практика, в российских автошколах такие вопросы практически не поднимаются.
Михаил Горбачев, человек известный не только как журналист радиостанции «Эхо Москвы», но и как неоднократный победитель страны в авторалли, в своем выступлении «Как заставить водителя думать?» делился собственным опытом специальных тренировочных программ, которые в критические моменты позволяют водителю не тратить время на обдумывание сложной ситуации, а действовать на основе сформированных заранее безопасных навыков.
В конце совещания Игорь Кукушкин, выпускник МАДИ, сегодня - директор по учебно-методической работе центра «Актив-Безопасность», снова поставил вопрос: «Что же главное в работе инструктора по вождению?». Подытоживая сказанное коллегами, он делает вывод, что, кроме знания предмета (технические средства, системы безопасности, физика движения) хороший инструктор должен знать и обладать навыками обучения взрослых, уметь снимать психологические барьеры, обладать грамотной и понятной речью, и всегда помнить о матрице целей обучения водителей, которая подразумевает обучение управлению автомобилем, взаимодействию в потоке движения, непременно учитывая цели и контекст вождения, а также - жизненные цели и навыки будущего водителя.
Все выступления за круглым столом сводились к выводу: инструкторы по вождению, как и преподаватели автошколы должны проходить специальный отбор и, как в любой профессии, получать специальное образование. Совещание помогло собрать ценный материал, который позволит продвигать эти положения и добиваться их внедрения в практику работы автошкол как со стороны государства, так и самих образовательных организаций, цель которых не «помочь получить водительское удостоверение», а подготовить безопасного водителя, тем самым внося вклад в снижение автотранспортной аварийности в стране. Где и когда может появиться такая школа подготовки инструкторов?
«Жизнь стремительно меняет наши представления о движении и коммуникациях, об управлении автомобилем, о скорости, заставляя все больше думать о безопасности на дорогах, – говорит президент Национального союза автошкол России Е.И. Зайцева. – Сейчас время серьезно задуматься, кто и как готовит будущих водителей, что знает сам, чему учит новое поколение автомобилистов. Надеюсь, что этот круглый стол станет началом более долгого и глубокого обсуждения вопроса подготовки профессиональных кадров для автошкол, а также поможет совершенствовать работу сегодняшних специалистов».
В мероприятии приняли участие представители УГИБДД МВД РФ по г. Москве и НИЦ МВД РФ, эксперты МАДИ. Участники из Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Красноярска, Иркутска, Тулы и других городов были приглашены к участию через интернет-включение.
Материалы и видео-материалы круглого стола будут обработаны и представлены для изучения всем заинтересованным лицам и организациям на сайте НСАА.
#МАДИ #Автошкола #НСАА #MADI #Экзамены #Гибдд
Источник: https://vk.com/university_madi?w=wall-138541024_992