Михаил Мельников — выдающийся конструктор ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда

Михаил Мельников — выдающийся конструктор ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда

#МАИ90 #МАИ90выпускники

Михаил Мельников — выдающийся конструктор ракетных двигателей, Герой Социалистического Труда

Михаил Васильевич окончил институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ в 1945 году. В годы обучения в университете работал инженером на опытном заводе № 293 (КБ Болховитинова). Участвовал в разработке и создании первого в мире ракетного самолёта БИ-2 конструкции Болховитинова и жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) многократного действия РД-1 конструкции Исаева.

После этого в течение семи лет маёвец работал инженером-конструктором НИИ-1 (АО «Корпорация «Московский институт теплотехники»). Впервые получил практически полное сгорание топлива в камере ЖРД и доказал наличие термодинамически равновесного характера процесса истечения в соплах, предложил метод анализа потерь и расчёта удельного импульса ЖРД.

В 1952 году мельников был назначен на должность начальника отдела ОКБ-1 (впоследствии ЦКБЭМ, НПО «Энергия», ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королёва), с 1961 года – заместитель главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королёва, заместитель главного конструктора – руководитель комплекса. В этом прославленном коллективе в полной мере раскрылся талант выдающегося конструктора-двигателиста. Начав с создания ЖРД для легендарной «семёрки» (ракета-носитель Р-7), уже в 1958 году завершил создание космического ЖРД для блока «Е». Этим ЖРД были оснащены космические аппараты, на которых стартовал в космос Юрий Гагарин, запущены исследовательские космические аппараты к Луне.

В 1960 году завершена разработка и создание ЖРД для блока «Л» (ими оснащены искусственные спутники Земли типа «Молния», межпланетные аппараты для исследования Венеры и Марса). Тогда же Мельников успешно решил проблемы регенеративного охлаждения кислородно-керосиновых ЖРД керосином и создания сверхзвуковых диффузоров для наземных испытаний ЖРД. В 1964-1970 годах разработал уникальную комплексную автоматизацию испытаний ЖРД с контролем 180 параметров процесса работы двигателя, что на порядки сократило сроки наземных испытаний и всего процесса разработки ракетных двигателей. С 1986 года – главный научный сотрудник-научный руководитель, главный научный сотрудник, научный консультант головного конструкторского бюро НПО «Энергия».

Многие разработки маёвца значительно опережали своё время и были использованы и практически воплощены следующим поколением советских и российских ракетных двигателистов. В частности, это относится к последнему этапу творческой деятельности учёного – создание термоэмиссионной ядерной энергоустановки большой мощности.

Михаил Васильевич много внимания уделял работе в Московском авиационном институте, где преподавал с 1945 года. Автор первого отечественного учебника по теории ЖРД и ряда научных трудов. Подготовил 90 кандидатов и 8 докторов наук.

Источник: https://vk.com/maiuniversity?w=wall-50409684_20638