***
Нe множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
«Мадонна». 1830 г.
Наталья Николаевна Пушкина
Пушкина Н. Н. - жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел её зимой 1828/29 года на одном из московских балов. «Когда я увидел её в первый раз, - писал поэт будущей своей теще, Н. И. Гончаровой, - красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение...» Мать Натальи Николаевны не дала согласия на брак, хотя и не отказала окончательно. «Ваш ответ,- писал ей Пушкин,- при всей его неопределенности, на мгновенье свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию; вы спросите меня - зачем? клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы...» (с французского).
История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. «Чёрт меня догадал бредить о счастии, как-будто я для него создан», - с горечью писал Пушкин другу. Весной 1830 года Пушкин вновь сделал предложение Наталье Николаевне; оно было принято, и 6 мая состоялась помолвка. Осень 1830 года Пушкин провел в Болдине - знаменитая Болдинская осень! - где испытал высокий взлёт вдохновения, где, по собственному его выражению, «писал, как давно уже не писал». А между тем тревога и неуверенность не покидали его. «Я уезжаю в Нижний, - писал Пушкин невесте, - не зная, что меня ждёт в будущем... Во всяком случае, вы совершенно свободны, что же касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь» (с французского). 18 февраля 1831 года в Москве Пушкин венчался с Натальей Николаевной, а вскоре после свадьбы писал другу: «Я женат - и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё более твоего лица». К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, сокровенное и горькое признание: «Пора, мой друг, пора...»
После гибели Пушкина Наталья Николаевна, исполняя его волю, уехала с четырьмя детьми к брату, на Полотняный завод, где прожила два года. В 1844 году вторично вышла замуж за П. П. Ланского.