4 октября в МГИМО с лекцией для магистрантов-регионоведов факультета МО выступил известный филиппинский историк и журналист Амбет Окампо.
Сорок пять минут непрерывного мелькания денежных купюр на экране, сопровождаемого рассказом о том, кого какая нация изображает на своих банковских билетах, и почему.
Мы знаем все признаки «отключения» студенческой аудитории, даже если в ней стоит полная тишина. Признаков таких в данном случае не было. Слушали, затаив дыхание. Почему? Что это за тема такая — дизайн банкнот, кому и зачем она нужна? Зачем такая тема на заседании, организованном Центром АСЕАН при МГИМО?
Дело было не в теме, а в человеке. Амбет Окампо сейчас профессор в лучшем, возможно, университете Филиппин — цитадели прославленного иезуитского просвещения Атенео, но за свою карьеру он успел побывать кем угодно, в том числе председателем президентской комиссии по культуре и искусствам в ранге министра. Еще он был и остается колумнистом лучшей газеты страны — «Инкуайрера», писателем, автором книг. А в сущности всю жизнь занят одним и тем же — культурой своей страны, ее корнями, ее смыслом. Равных ему во всем этом нет, хотя раньше таким же светочем был писатель Ник Хоакин.
У Амбета есть секрет, который называется гениальным умением взглянуть на предмет под абсолютно неожиданным углом зрения — таким, что предмет этот высвечивается самым эффектным и запоминающимся образом. Показать историю, культуру, особенности своей страны через ее деньги — а для контраста и через деньги соседних государств — это ведь и правда неожиданно, но вдобавок это отлично воспринимается и запоминается. Потому что деньги интересуют всех, а у кого-то бывают в кошельке и филиппинские купюры, причем не раз и не два.
Почему филиппинцам не понравилось, что так и не ставший президентом Ниной Акино (убит при загадочных обстоятельствах в августе 1983 г.) не улыбается на ассигнации в 500 песо? Почему писатели и художники появляются на деньгах страны лишь в виде исключений? Почему в Японии не изображают на деньгах императора, а на евро не увидишь вообще никаких людей, и даже реально существующих архитектурных сооружений?
В итоге же мы получаем в легкой форме краткий курс практически всей истории Филиппин, введение в культуру ее народа, да еще и контрастные сопоставления с тем, что происходит в соседних странах. И рассказывает об этом человек, знающий тему как никто, поскольку Амбет, будучи долгие годы консультантом Центробанка страны по части истории и культуры, постоянно участвовал в разработке дизайна новых денег.
Окампо — историк, но необычный. История может быть занудной, если воспринимать ее как урок действующим политикам: дела правителей, крупные события, экономический бэкграунд... Скучно, безлико, не запоминается. Но история оживает в руках того, кто видит в ней человеческое. А человеческое — это множество мелочей, которые вроде бы и ни к чему, но они сразу делают историю живой и незабываемой.
Несколько лет назад, благодаря подсказке В.В.Сумского, я имел с Амбетом беседу в Маниле о том, где взять вот это все, настоящее, человеческое о 30-х годах на Филиппинах. Получил все, что хотел, причем мгновенно, в том числе потому, что именно этим занимается и сам Амбет. По итогам этой встречи написал свой роман (единственный в русской литературе, где действие происходит на Филиппинах первой половины ХХ века), и что интересно — до сих пор помню десятки вот этих мелочей, которые Амбет собрал в своих книгах для того, чтобы они не ушли в небытие, и потому, что для кого-то эти мелочи важны. Например, что давали на обед школьнице, учившейся в Интрамуросе — старинном центре Манилы? А вот: пан-де-саль (маленький хлебец) и персик из собственного сада. Запоминается так же, как серьезное лицо Ниноя Акино на купюре в 500 песо и все, что за ней стоит.
И еще: выступая на следующий день на заседании общества «Нусантара» в ИСАА, Амбет представлял там свой новый проект — публикацию дневников бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса. А это-то чем нам интересно? Множеством вещей. Например, наводит на мысли о том, ч
Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_18722