А.А.Байков: «Факультет МО — уникальный сплав почти индивидуального обучения и передовых исследований мирового уровня»
Об истории Факультета международных отношений и подготовке уникальных специалистов-международников рассказывает декан факультета А.А.Байков.
— Факультет международных отношений — старейший факультет МГИМО. Скажем больше: это первый по времени создания факультет международных отношений в нашей части Евразии. Долгое время он, как известно, вообще был монополистом в сфере подготовки дипломатических кадров не только для СССР, но и для большинства стран т.н. соцсодружества. Расскажите, каким образом удается выдерживать конкуренцию и оставаться факультетом-лидером в условиях, когда за последние почти 30 лет в странах Центрально-Восточной Европы, на постсоветском пространстве, в Азии, да и по всей России возникло множество других факультетов схожей направленности?
— Славная история факультета МО, его научные и образовательные истоки — не только залог качественной подготовки выпускников и гарантия мирового класса проводимых на его базе исследований, но также источник нашей уверенности в правильности выбираемых подходов к обучению и готовности к изменениям без боязни потерять лицо и идентичность.
Факультет входит в топ-100 мирового рейтинга QS по предметному направлению «Политика и международные исследования» и занимает восьмое место в мире в категории «Лучший экспертно-аналитический центр на базе Университета». Понятно, что такого уровня признания невозможно достичь в одночасье, путем точечного внедрения отдельных административных инноваций или образовательных технологий. Это результат многих десятилетий накопления опыта и сбережения традиций.
Факультет был основан в 1943 году — за год до учреждения собственно МГИМО, и возникшие здесь научные и педагогические школы взрастали десятилетиями, а если брать традиции московского востоковедения — то и столетиями. Поясню: в 1956 году к МГИМО вместе с уникальным составом преподавателей и коллекционным собранием редких манускриптов и книг, был присоединен Московский институт востоковедения, созданный в 1815 году и известный как Лазаревский институт восточных языков. Разработанные за это время подходы и методы преподавания образуют ядро фирменного стандарта подготовки будущего выпускника МО.
Ну и, конечно, это по существу индивидуальный подход к студентам, роскошь эксклюзивной контактной работы с лучшей профессурой — то, что отличает элитное, первоклассное образование от просто хорошей и даже очень хорошей программы. Отличительная особенность учебного процесса на факультете — работа в малых группах не только по иностранным языкам, но и по предметам, формирующим общепрофессиональные и прикладные компетенции. Для 1000 студентов бакалавриата и магистратуры МО работает почти 500 профессоров, преподавателей и приглашенных специалистов, из которых более трети — доктора наук. На факультете преподают известные ученые и практики. Это профессора, члены-корреспонденты и действительные члены РАН, дипломаты в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла, в т.ч. бывшие министры и заместители министра иностранных дел, Заслуженные деятели науки Российской Федерации, лауреаты Премий Президента и Правительства России, практикующие переводчики-синхронисты, работающие на высшем и высоком государственном уровне.
Важную роль играет вовлечение ребят в исследовательскую работу. На базе факультета существует несколько лабораторий и проектных групп, осуществляющих передовые фундаментальные и прикладные исследования, исторического, политологического и экономического характера по заказам федеральных органов власти, в рамках грантов Правительства России (программа мегагрантов), РНФ и РФФИ, в сотрудничестве с зарубежными университетами. Издается ведущий российский журнал в области теории международных отношений и внешней политики «Международные процессы», который в этом году возглавил российские журналы по международно-политической проблематики по версии Scopus. Совместно с Институтом международных исследований МГИМО и консалтинговым агентством МГИМО «Евразийские стратегии» осуществляется комплексное экспертно-аналитическое сопровождение процесса принятия внешнеполитических решений в интересах МИД, Администрации Президента и других органов власти.
При поддержке и в координации с «взрослой» исследовательской деятельностью формируется экспертно-научная составляющая подготовки студентов факультета: активно работают научные студенческие клубы и сообщества, издается студенческий научный журнал «Международный аспект».
— Какие программы обучения вы предлагаете в бакалавриате и магистратуре?
Сегодня обучение бакалавров ведется по двум образовательным программам: «Дипломатия и политика зарубежных стран» и «Международные отношения» (по направлениям «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения» соответственно). Такое разграничение не случайно. Оно обусловлено структурой, которая существует в подавляющем большинстве внешнеполитических ведомств мира и предусматривает деление на региональные и функциональные департаменты. Выпускники программы «Дипломатия и политика зарубежных стран» крайне востребованы в МИД, так как приходят со знанием редких западных и восточных языков и углубленными комплексными знаниями региона специализации.
Программа «Международные отношения», со своей стороны, дает знание и понимание закономерностей развития глобального политико-экономического контекста, устойчивых глобальных тенденций. Обе программы учитывают запрос современных студентов на формирование гибких индивидуальных образовательных маршрутов, что достигается за счет значительного числа разнообразных дисциплин по выбору.
С сентября 2011 г. на факультете действует еще одно отделение — совместная программа Факультета международных отношений и Международного института энергетической политики и дипломатии. Эта программа составлена путем сочетания базовых курсов факультета МО и специализированных курсов МИЭП.
Начиная с набора 2020 года для студентов программы «Международные отношения» с 3 курса обучения появится возможность выбрать «вторую специализацию» по международному праву.
— Вы не могли бы подробнее рассказать об этой новой возможности?
Все студенты факультета МО получают довольно неплохую базовую подготовку в области юриспруденции. Они в обязательном порядке, независимо от направления, изучают дисциплины обще- и международно-правового профиля («Теория права и правовые системы современности», «Конституционное право России», «Сравнительное конституционное право и государственно-правовые системы зарубежных стран», «Международное право», «Дипломатическое право и дипломатическая защита»). Однако для студентов программы «Международные отношения» 2020 года набора с 3 курса обучения появляется возможность выбрать международно-правовую специализацию, которую мы пока условно определили как «Правовые инструменты и основания международных отношений». В ее рамках студентам будет предложен усиленный блок юридических дисциплин: «Право международных договоров», «Право международных организаций и конференций», «Международно-правовые вопросы территории и мирное разрешение территориальных споров», «Право международной безопасности и международные основы борьбы с преступностью», «Право современных интеграционных объединений», «Международно-правовые основы современного экономического порядка», «Международное право защиты и поощрения прав человека». Фактически речь идет о сдвоенной подготовке для этих студентов — по международным отношениям и по международному праву. Это, кстати, отражает и общемировой тренд в ведущих профессиональных школах по международным делам — совмещения международно-политической и международно-правовой специализаций.
— На факультете изучают рекордное количество иностранных языков. Как происходит выбор языка для изучения? Как в целом организована языковая подготовка студентов?
Языковая подготовка на факультете — это его визитная карточка и предмет особой гордости. Факультет обладает уникальным составом преподавателей иностранных языков. Всего на факультете преподается более 50 иностранных языков, включая редкие европейские и восточные. «Книгой рекордов Гиннесса» мы признаны вузом с преподаванием самого большого количества государственных иностранных языков. Каждый студент изучает два иностранных языка, один из которых — английский. К концу обучения выпускники не только свободно владеют языком страны специализации, но и готовы профессионально использовать сложный политический аспект языка, уверенно владеют навыками профессионального устного и письменного перевода. Более того, изучение предмета часто происходит на языке и через освоение языка специализации, благодаря чему у каждого студента формируется профессиональная предметно-языковая идентичность, позволяющая свободно обсуждать вопросы своей специальности, легко переключаясь между тремя языками (включая русский, а для иностранцев — еще и четвертый — родной для них — язык).
Распределение по языковым группам студентов-бюджетников происходит в случайном порядке. Пожелания студентов при этом, разумеется, учитываются. В языковых группах не более восьми студентов, а в группах изучения редкого языка — пять-шесть человек.
В изучении редких языков помогают подготовительные курсы иностранных языков (10-11 класс школы), которые позволяют вместе с магистратурой увеличить языковую подготовку совокупно до восьми лет обучения, что очень важно при изучении сложных восточных языков. Для изучения первого иностранного языка предусмотрено в среднем 10 академических часов в неделю, для второго — шесть. Кроме того, студенты с редкими языками часто берут для изучения третий, родственный основному язык. Для них это — совершенно бесплатно.
В магистратуре, где предполагается, что магистранты уже владеют иностранным языком свободно, для первого и второго языка предусмотрено соответственно шесть и четыре академических часа для отработки профессиональных компетенций. Вместе с иностранным языком студенты направления «Зарубежное регионоведение» изучают историю, экономику, политические системы страны/региона специализации, лингвострановедение, что позволяет им стать комплексными регионоведами, то есть анализировать всю совокупность происходящих в изучаемой стране процессов на языке специализации.
Большое внимание уделяется и неформальному аспекту обучения. Например, на факультете проводятся арабские, турецкие, греческие вечера, созданы испанский и итальянский театры. Такое расширение предметной деятельности исключительно важно, чтобы познакомиться с современной культурной жизнью изучаемой страны, ее литературой, всем тем, что позволяет лучше понять национальное сознание.
— Какие изменения в учебном плане ожидают студентов набора 2020 года?
Новации этого года связаны, прежде всего, с более четкой группировкой курсов по предметным кластерам, освоение которых для международника обязательно. Мы условно разделили дисциплины на несколько таких кластеров, или дисциплинарных циклов: «Философия политики и методология познания», «История политики и эволюция международной системы», «Нормативные основания международных отношений», «Практика международных взаимодействий и внешней политики», «Дипломатия и переговоры», «Международная политическая экономия». Отдельно стоит сказать о лингвистическом блоке, представленном иностранными языками, которые преподаются у нас в различных аспектах: общая речевая практика, аспект общественно-политического перевода, техника публичных выступлений на иностранных языках, — а также стилистическим анализом и навыками риторики на русском языке.
Структурно учебный план устроен таким образом, что каждый из названных блоков представлен как в базовой части, направленной на формирование у обучающихся универсальных и общепрофессиональных компетенций, так и в вариативной — набор дисциплин, который определяет профиль программы и отличает ее от других программ по международным отношениям в нашем университете и в других вузах нашей страны. Более того, в рамках каждого дисциплинарного цикла подобраны соответствующие курсы по выбору (т.н. элективные дисциплины), способствующие формированию прикладных компетенций в развитие тех, за формирование которых отвечают обязательные дисциплины базовой и вариативной части.
— Звучит сложновато... Можете проиллюстрировать на примерах?
Разумеется! Основными предметами в цикле «Философия политика и методология познания» являются «Политическая теория» и «Сравнительная история философских идей и общая методология науки», изучаемые на младших курсах. Это уровень универсальных компетенций. На уровне общепрофессиональных компетенций студенты, перейдя на 3 курс, углубляют свое теоретическое понимание природы политики, в частности международной политики, дисциплиной «Теория международных отношений». В блоке элективных дисциплин у желающих углубить эту линию интеллектуального поиска будет возможность выбрать курс «Ценностные основания международных отношений» или «Антропология международных отношений». Другой пример — из этого же блока, относящийся не к философии, а к методологии познания. На уровне универсальных компетенций студентам предлагается модульный курс «Культура работы с данными», включающий в себя два компонента — «Количественные методы в социальных науках» и «Анализ и визуализация данных». В рамках блока профессиональных дисциплин дается курс «Прикладной анализ внешней политики». Желающие продвинуться в постижении и овладении методами анализа смогут в дальнейшем выбрать из числа предлагаемых элективных дисциплин курсы «Регрессионный анализ и основы программирования» или «Формальное моделирование и теоретико-игровой подход». В рамках блока «Практика международных взаимодействий и внешней политики» основные сведения по внешнеполитическому процессу можно будет углубить, скажем, такой элективной дисциплиной, как «Роль разведки во внешней политике» или «Традиции политического лидерства в странах Запада». И так по каждому кластеру.
Все описать в силу ограниченности формата интервью я не могу. Но идея, думаю, ясна. Такого рода троичная система позволяет, с одной стороны, дать студентам конкурентоспособную основу знания и понимания тех составляющих профессии, которые вошли сегодня в мировой стандарт специалиста-международника, а с другой — построить индивидуальную траекторию исходя из предпочтений, склонностей и талантов каждого студента, или — для особо увлекающихся — комбинировать эти траектории.
Еще одна особенность нового плана — выделение в каждом семестре на старших курсах одной недели практической подготовки, освобожденной от учебных занятий и посвященной развитию профессиональных навыков коммуникации, самопрезентации, и еще одной недели для оттачивания мастерства написания профессиональных текстов в рамках подготовки индивидуальных курсовых работ и коллективных курсовых проектов. Разумеется, это будут не недели отдыха. Мы методически выстроим работу студентов, а отчет по проделанной работе будет приниматься в комиссиях с участием работодателей и практиков и строго оцениваться.
Наконец, еще две новеллы этого года: курс «История международных отношений», переходящий в освещение современного этапа их трансформации, будет сопровождать студентов все восемь семестров обучения и станет одной из стержневых дисциплин, формирующих матрицу мышления и культуру понимания международно-политических процессов. Кроме этого, занятия по ключевым дисциплинам каждого семестра, программой которых предусмотрена подготовка письменных работ различного жанра, будет проходить в малых группах.
— Какие направления международного сотрудничества и академической мобильности существуют на факультете?
МГИМО подписал соглашения об академической мобильности с более чем с 200 вузами. В основном это страны Европы, Азии и Северной Америки, но есть и другие части света. Студенты имеют возможность поехать на стажировку в вуз-партнер (на три месяца, на семестр или на весь учебный год), которой они активно пользуются. Сроки сдачи сессии для таких студентов продлеваются, а большая часть пройденных дисциплин перезачитывается на основании заключенного с вузом-партнером учебного соглашения.
Студенты активно участвуют в международных конференциях, летних и зимних школах. Здесь нам активно помогают наши стратегические вузы-партнеры, такие как Флетчеровская школа права и дипломатии, Монтерейский институт международных исследований (США), Редингский университет (Ве
Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_22514