Доцент кафедры японского, корейского, индонезийского и монгольского языков И.В.Дьячков — об итогах межкорейского сотрудничества в 2018 году, а также о взаимодействия и Южной Кореи и КНДР с другими государствами.
2017 год был для Корейского полуострова годом конфликтов, взаимных провокаций и обвинений, однако в 2018 году произошел дипломатический прорыв. Главным средством и символом положительных перемен стали многочисленные встречи на высшем уровне.
Год визитов
Межкорейские контакты на рабочем уровне возобновились еще в 2017 г., но переломным моментом стала Олимпиада в Пхёнчхане (Южная Корея). Республику Корея посетила обширная делегация северян, куда помимо спортсменов и болельщиков вошли представители высшего руководства КНДР. Север и Юг провели ряд совместных культурных и гуманитарных мероприятий, а корейские спортсмены выступили как единая команда на открытии игр и в некоторых состязаниях.
Сближение позволило впервые более чем за 10 лет провести в конце апреля 2018 г. переговоры лидеров Севера и Юга. Местом встречи стал Пханмунчжом, где в 1953 г. было заключено перемирие, остановившее Корейскую войну. Мун Чжэин и Ким Чжонын подписали декларацию, в которой договорились развивать межкорейские отношения, снижать напряженность на полуострове, а также двигаться к установлению режима мира и безопасности в регионе и продолжить встречи на высшем уровне.
По-видимому, Сеул, обеспокоенный ростом военной напряженности и зависимостью, в частности, собственной безопасности от состояния американо-северокорейских отношений, существенно обострившихся в 2017 г., решил взять инициативу в свои руки. При этом сейчас Южная Корея скорее старается стать незаметным посредником в общении КНДР и США, чем «заменить» Вашингтон как главного «собеседника» Пхеньяна. в пользу этой версии говорит и то, что лидеры двух Корей неожиданно встретились вновь спустя месяц, в конце мая 2018 г., когда после северокорейско-американской пикировки под вопросом оказалось проведение встречи Ким Чжонына и Д.Трампа.
Были нормализованы и отношения между КНДР и Китаем — в течение последних лет контакты между ними поддерживались лишь в объеме, необходимом для соблюдения дипломатических приличий. Тем не менее, на Севере понимают, что без поддержки или, по крайней мере, нейтралитета Пекина действовать на международной арене крайне трудно. Первая встреча Ким Чжонына и Си Цзиньпина произошла в преддверии апрельского межкорейского саммита по инициативе Пхеньяна. Лидер КНДР вновь посетил Китай и после Пханмунчжома, и после встречи с Д.Трампом.
Хотя состоявшаяся летом в Сингапуре встреча лидера КНДР Ким Чжонына и президента США Д.Трампа стала первым официальным контактом глав этих двух государств в истории, похоже, что ее значение останется во многом символическим. Саммит не оправдал больших ожиданий: стороны ограничились совместным заявлением с довольно расплывчатыми формулировками. Тем не менее, Северной Корее удалось добиться смягчения американской риторики в свой адрес и приостановки беспокоивших Пхеньян американо-южнокорейских учений.
Уже первые рабочие встречи на высшем уровне, проведенные после саммита, показали разницу позиций. Северокорейцы ожидают от США в первую очередь шагов по формальному завершению Корейской войны и дальнейшему улучшению отношений, указывая на то, что их уступки (в частности, закрытие ядерного и ракетного полигонов) были вещественными, а американские (отмена учений) — легко обратимы. Пхеньян не приемлет требований немедленной денуклеаризации и готов на нее пойти только по мере укрепления доверия.
Трудно сказать, как отношения двух стран будут развиваться дальше и смогут ли они пойти на более существенные уступки, чем приостановка действий, взаимно расцениваемых как провокационные. Рано или поздно им нужно будет предложить друг другу отказ от военных ядерных технологий и нормализацию отношений соответственно, на что и Пхеньяну, и Вашингтону сложно пойти по различным внутри- и внешнеполитическим соображениям. Именно на этом этапе урегулирование ядерного вопроса заходило в тупик ранее.
Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_19271