Общественная палата России в МГИМО
2 сентября в МГИМО состоялся круглый стол Общественной палаты России на тему «Продвижение российских образовательных программ в зарубежных странах».
Заседанием руководил член Общественной палаты, декан Факультета управления и политики МГИМО Г.Т.Сардарян.
В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты, представители профессорско-преподавательского состава ведущих университетов, профессиональных общественных организаций. Заседание проходило одновременно в очном формате и на платформе Zoom.
Спикерами круглого стола выступили заместитель главы Россотрудничества П.А.Шевцов; ответственный секретарь Экспертного совета по вопросам международного образования Комитета Госдумы России по науке и образованию, главный аналитик ФГБУ «Главэкспертцентр» В.И.Скоробогатова; член-корреспондент РАН, председатель ФУМО «Политические науки и регионоведение», заместитель председателя Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы, член Общественного Совета при Минобрнауки РФ, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО О.В.Гаман-Голутвина; профессор, заведующая кафедрой американских исследований СПбГУ Н.А.Цветкова; профессор, заведующая кафедрой сравнительной политологии РУДН М.М.Мчедлова; заместитель декана по международному сотрудничеству Факультета управления и политики МГИМО С.С.Комаров; старший преподаватель кафедры государственного управления А.Р.Манукян.
На Факультете управления и политики МГИМО в настоящий момент реализуется восемь англоязычных магистерских программ двойного диплома. Двойные программы, когда иностранные студенты проводят год в МГИМО, становятся все более популярны. Возросшую популярность программ довольно легко объяснить. Во-первых, растет количество студентов, интересующихся Россией, как объектом исследования или местом, с которым можно связать свою будущую профессиональную деятельность. Во-вторых, положительный опыт выпускников позитивно влияет на популярность подобного рода экспорта. В-третьих, в случае Факультета управления и политики, это стоимость программ: иностранным студентам предоставляется возможность бесплатно обучаться на наших программах, а сама стоимость проживания сравнительно невелика. Кроме того, у МГИМО есть еще целый ряд преимуществ, которыми необходимо пользоваться — это фундаментальность исследований, персональный подход и возможности адаптации.
Однако, несмотря на все перечисленные успехи и достижения, есть у вузов и общие трудности, связанные с юридическими, финансовыми и бюрократическими аспектами.
Все участники обсуждения, представляющие ведущие университеты и экспертное сообщество, указывают на одни и те же проблемы, которые мешают России в продвижении собственных программ. Среди них:
📍 недостаточное владение студентами и преподавателями иностранными языками;
📍 недостаток программ и курсов на английском языке в российских вузах;
📍 недостаточная информация на сайтах университетов о программах зарубежных вузов, а также о курсах на иностранных языках в российских вузах;
📍 асимметрия между мобильностью из России за рубеж и из-за рубежа в Россию;
📍 различия в организационных структурах;
📍 различия в академических культурах;
📍 различия в системе обеспечения качества образовательных программ (вопросы аккредитации);
📍 проблемы, касающиеся приема студентов и преподавателей, проживания, психологической поддержки и адаптации;
📍 трудности в визовом оформлении и регистрации иностранных студентов ввиду неочевидности их статуса;
📍 коммуникация;
📍 недостаточность нормативно-правовой базы (понятия, прием на обучение, итоговая аттестация);
📍 неразработанность механизмов финансирования.
В своем заключительном слове Г.Т.Сардарян отметил, что размытость и неточность, а в иных случаях излишняя забюрократизированность законодательства приводит к тому, что большинство университетов предпочитают не аккредитовывать собственные двойные программы. Объем документации, требуемой для оформления программ и их содержания, не просто отнимает большие организационные ресурсы у университетов, но и делает их менее конкурентными по сравнению с зарубежными партнерами. Важно не только быть привлекательными для иностранных абитуриентов, но и транслировать ценности, способные сформировать у наших студентов положительное отношение к России, готовность и желание сотрудничать с ней, выстраивать дружеские отношения после возвращения на родину.
Все приглашенные эксперты сошлись во мнении, что обозначенная президентом России В.В.Путиным стратегия по необходимости обеспечения конкурентоспособности отечественного образования в мире не имеет альтернативы. Среди реальных мер, необходимых для решения текущих проблем, связанных с продвижением российского образования за рубежом, ни один из экспертов не отмечал необходимость участия России в международных университетских рейтингах. Данный подход был отражен, в частности, и в докладе заместителя директора по научной работе Центра социологических исследований Министерства науки и высшего образования (ФГАНУ «Социоцентр») А.Л.Арефьева, где была продемонстрирована статистика: только 15% иностранных студентов, поступающих в зарубежные (в том числе и российские вузы), были знакомы с международными рейтингами избранных ими университетов.
Все высказанные замечания требуют внесения изменений в законодательство Российской Федерации. По результатам заседания круглого стола будет подготовлен проект предложений, который будет направлен в профильный комитет Государственной думы.
Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_22702