После прихода к власти нового бразильского президента наблюдатели терялись в догадках

После прихода к власти нового бразильского президента наблюдатели терялись в догадках, сохранит ли Бразилия свое членство в объединении БРИКС, тем более что очередной саммит «пятерки» должен пройти в 2019 г. именно в этой стране. Высказывались мнения о потенциальной возможности резкого сокращения бразильского участия или даже о возможном выходе Бразилии из «пятерки». Такие прогнозы были связаны с рядом обстоятельств.

Во-первых, практически сразу определились внешнеполитические приоритеты нового кабинета. Главными союзниками были названы США, Евросоюз, Япония и Израиль. В Латинской Америке приоритетными партнерами Бразилии были объявлены Аргентина, Чили, Парагвай, Колумбия и Перу — страны с правоконсервативными режимами. Первые зарубежные визиты президента были намечены в США, Чили и Израиль, а также в Аргентину и Парагвай. (Визит в США намечен на 19 марта). Президент США Трамп — кумир Болсонару, он неоднократно выражал ему свои симпатии и заявлял о стремлении сблизиться с ним («Я поклонник Трампа. Он хочет сделать Америку великой, а я хочу сделать великой Бразилию»); в свою очередь, и Трамп был в восторге от телефонных разговоров с тогда еще избранным президентом, с которым он намеревался «установить экономическое и военное сотрудничество».

Во-вторых, из высказываний тогда еще будущего министра иностранных дел Э.Араужу стало ясно, что Бразилия отбросит внешнеполитические ориентации левого правительства (2003-2016) — Юг — Юг, БРИКС, развивающиеся страны в целом, Африка — и переориентируется, в соответствии с установками Болсонаро, на связи с самыми развитыми государствами мира.

В-третьих, ни во время избирательной кампании (октябрь 2018 г.), ни после нее, в так называемый переходный период (ноябрь — декабрь 2018 г.), новоизбранный президент и тогда еще будущие члены его кабинета ни разу не высказывались по вопросу о БРИКС или об отношениях с Россией. У наблюдателей и аналитиков была в активе, по сути, одна-единственная фраза завершавшего свой мандат президента Темера: в ходе саммита G-20 в Буэнос-Айресе (30 ноября — 1 декабря 2018 г.) он заявил со ссылкой на самого Болсонару, что тот «будет играть активную роль в БРИКС и с большим удовольствием примет в следующем году саммит БРИКС в Бразилии». Это была первая ласточка в прояснении позиции нового бразильского правительства по этому вопросу.

После инаугурации президента Бразилии 1 января 2019 г. последовали более конкретные данные. Как подчеркнул министр иностранных дел РФ С.В.Лавров, чей визит в Бразилию намечен на июль с.г., в ходе инаугурации Болсонару контактировал с российскими представителями и «подтвердил нацеленность на обеспечение преемственности в отношениях с РФ и свой настрой на участие в дальнейшем развитии БРИКС». По словам посла России в Бразилии С.П.Акопова, Болсонару проявил интерес к сотрудничеству с Россией, высказал заинтересованность в визите в РФ. Российские дипломаты отмечают заинтересованность Бразилии в развитии формата БРИКС, бразильская сторона со всей ответственностью подошла к своей роли как хозяйки саммита 2019 г., готовит насыщенный план мероприятий, выдвигает новые интересные инициативы, что позволяет думать о ее заинтересованности в членстве в БРИКС. Российские дипломаты считают, что расхождения России и Бразилии по «венесуэльскому вопросу» не являются препятствием для двустороннего сотрудничества и для взаимодействия в рамках БРИКС.

Вместе с тем возникло новое обстоятельство, которое потенциально может повлиять на позицию Бразилии. Во время только что завершившегося визита Болсонару в США и его переговоров с Трампом со стороны последнего последовало сенсационное предложение о вступлении Бразилии в НАТО. Ясно, что дома Болсонару предстоят консультации по этому вопросу, но каким образом будет совмещено членство в НАТО (если приглашение будет принято) с членством в БРИКС — большой вопрос, на который пока нет ответа.

Источник: https://vk.com/public26555975?w=wall-26555975_19624